Программы. Налоги. Финансы. Карты. Оформление
Поиск по сайту

Что такое Полис? Значение слова polis, исторический словарь. Полисы в древней греции Города полисы в древней греции


Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нём всё заключается и, пока он сохраняется, всё цело, а погибает он, и всё гибнет.

Вообще, πόλις - это просто «город» с греческого. Однако города древней Греции значительно отличались от всех прочих городов все других времён. Наиболее они схожи разве что с городами Италии времён Возрождения.

Полисы появились после Тёмных веков Древнего мира. Когда-то в Греции существовала очень развитая крито-минойская цивилизация, но она развивалась скорее в азиатском направлении. Это было мирное общество с матриархатом, где доминировали искусства, торговля и мореходство. Оно пало под натиском вторгающихся ахейцев, которые были неграмотны, зато были воинственны и обладали крепким бронзовым оружием. Цивилизация разрушилась, практически вернулось первобытное состояние. Ахейцы верили, что эти огромные постройки явно соорудили боги.

Однако деградация Греции в итоге позволила зародиться такому уникальному явлению, катим являются полисы. Это были города-государства, но форма устройства у них была уникальной. Существовала крупная масса граждан, которые могли влиять на политическую жизнь общества. Кроме них в полисе жили свободные неграждане, которые обладали чуть меньшими правами - не голосовали, но и не несли военную службу, в остальном же всё у них было то же - они владели землёй, их защищали законы. Наконец, в полисах жили рабы, у которых прав не было.

Хотя сперва в полисах правили цари, их вскоре заменило олигархическое правление. Олигархи, видя, что граждане вот-вот начнут требовать власти для себя, возглавили их; олигархии кое-где стали властью царей и геронтов (Спарта), где-то стали полноценными демократиями (Афины).

Признаки, которые должны быть у города, чтобы он мог называться полисом:

Независимость, самоуправление (город-государство);
Агора - большое открытое пространство, расположенное в центре города, где люди встречаются для общения и торговли.
Акрополь - крепость, в которой вместо храма находится дворец или зал собраний.
город должен быть составлен по плану Гипподама Милетского: множество зданий для публичных встреч, храмов, а также домов, выстроенных, согласно канонам греческой архитектуры;
Храмы и алтари, священные места, посвящённые покровителю (или нескольким) города (например, Афине в Афинах); священники не должны формировать церковь или иметь особенные права, но быть просто рядовыми членами общества;
Гимнасии, школы, где учатся премудростям и занимаются гимнастикой;
Театры;
Стены, выстроенные вокруг города;
уникальные монеты, выковываемые самим городом;
колонии, основываемые городом;
активная политическая жизнь;
публичное освящение государственных дел: оглашение принятых законов, декретов, расходов;
поглощение городом прилегающих деревень и пригородов;
расслоение на классы: граждан, свободных неграждан, приезжих, рабов;

Рабство было очень важно в полисах. Оно, однако, тормозило развитие наук: зачем изобретать вентилятор, если раб может стоять и махать опахалом? Греки, однако, не могли стать рабами, по крайней мере, с какого-то момента; туда был открыт путь только варварам.

Вопросы:

1. Полисы Древней Греции.

2. Спарта.

3. Афины.

Полисы Древней Греции.

Первые государства в Греции появляются в 3-м тысячелетии до н.э. Уже к 2200г. выделяются государства на о. Крит: Кносс , Маллия, Фест. Здешние вожди раньше других становятся царями (басилеями ). С конца 2-го тыс. начинается упадок критского царства и возвышение Микен. Еще в 1-й трети 2-го тыс. до н.э., ряд ахейских племен создал раннеклассовое государство в виде царств, возглавляемых ванактами . Остальные эллинские племена, благодаря тому, что основную роль в их общественном строе продолжали играть общинные установления, вступили на путь формирования государства, минуя монархическое правление. Так появляются полисы .

Первый полис – это небольшое государство с единственным городом – центром политической религиозной и культурной жизни. Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, куда входили все городские и сельские поселения, пахотные и садовые земли, рудники и каменоломни. Рабы – собственность полиса. Обычно территория полиса была небольшой. Самый обширный полис – Спарта (8400 кв.км). Аттика – 2550 кв.км. Все граждане, живущие как в самом городе, так и на своих земельных владениях или в поселках на его сельской территории, являлись жителями полиса и назывались по его имени. Гражданами полисной общины являлись только местные уроженцы, владевшие земельными участками.

Аристократическое руководство архаичных полисов всегда сопротивлялось записи законов, т.к. именно аристократическая верхушка сосредоточивала в своих руках высшие управленческие функции, опиравшиеся на жреческую прослойку. Запись законов сама по себе являлась результатом социально-экономического развития, выдвигавшего те рабовладельческие группы, что не обязательно были аристократами. Эти новые группы в той или иной степени ограничивали господство аристократии или добивались уравнения с ней в правах, что и фиксировалось в писаном законодательстве .

Спарта.

Древняя Спарта известна, прежде всего, по периоду Троянской войны (1240г. до н.э.) Дорийское завоевание 12в. до н.э. привело к захвату пришельцами Пелопоннеса. Именно дорийцы основали новую Спарту, имевшую общего со старой только название. Во время Мессенских войн окончательно оформилось спартанское государство как государство рабовладельческой аристократии, по-военному организованное во имя обеспечения эксплуатации покоренного населения Лаконии (ахейцы) и Мессении (дорийцы).

Полноправными гражданами Спарты считались только сами спартанцы. В период завоевания Лаконии покоренное население получило наименование илотов , которые считались собственностью всей Спарты – аристократической «общины равных» , как называли свою основанную на безудержном рабстве корпорацию спартиаты. Часть покоренного населения, проживавшая в наименее плодородной местности, не была обращена в илотов – периэки , занимались торговлей и ремеслами, т.к. сами спартиаты занимались лишь одним видом деятельности – военной службой. Каждый спартиат в обязательном порядке должен был входить в группу, обедавшую сообща (фидития ), члены которой обладали политическими правами.

Спартанское государство в своей организации сохраняло пережитки военной демократии. Аристотель полагал, что государственный строй Спарты был устроен по образцу древнего критского строя, созданного легендарным царем Миносом. Существующая организация государства и общества приписывалась одному лицу – легендарному царскому опекуну Ликургу , который якобы в свое время даже встречался с Гомером. По имени легендарного законодателя, спартанское право называлось «Ликурговыми законами» .

Военно-государственная организация Спарты возглавлялась двумя царями (архагетами), из дорийской и ахейской династии. Цари сохранили за собой высшие жреческие и частично судебные функции. Цари входили в состав совета старейшин (герусию), являвшуюся высшим органом власти в Спарте. Герусия состояла из 28 избиравшихся пожизненно старейшин (геронтов) в возрасте не моложе 60 лет, и 2 царей в возрасте не моложе 30 лет, или их опекунов. Высшая формальная власть принадлежала народному собранию (апелла ) – воины с 30-летнего возраста. Но апелла не имела права обсуждать вопросы, подготовленные герусией, а могла лишь голосовать за или против. Высший исполнительный орган власти – коллегия 5 эфоров , появившаяся в свое время как орган контроля над герусией и царями, вследствие роста социальных противоречий в спартанском государстве. Эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на 1 год, и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить любого спартиата, в т.ч. геронтов и царей.

Афины.

Из всех греческих полисов наивысшего уровня хозяйственного, политического и культурного развития достигли Афины. Легенда о подвиге Тесея , легендарного басилея – создателя Афинского государства, говорит, что критянам удалось подчинить себе Аттику, наиболее слабую область Эллады в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э. В архаический период население Аттики делилось на 4 филы (племени), делившиеся на фратрии и роды. В это время выделяется привилегированный слой родовой знати – эвпатриды , в то время как прочие свободные граждане получили наименование демоса – народа.

Верховным органом управления являлось народное собрание – экклесия . Реальная власть сосредоточивалась в руках совета старейшин – ареопаге , члены которого состояли из родовой знати. Ареопаг был высшим контролирующим и судебным органом, сосредоточившим в своих руках управление государством после упразднения института басилеев (около 8в. до н.э.). После изгнания басилея, из среды эвпатридов стали избираться высшие должностные лица – архонты , получившие исполнительную власть. Первоначально должности архонтов были пожизненными, затем – на 10 лет и, наконец, на 1 год. Из числа архонтов, отслуживших свой срок, пополнялся ареопаг.

Государственные реформы в Греции наглядно отражают процесс становления наиболее совершенной рабовладельческой демократии Древнего мира, равно как и эволюцию демократического законодательства. В 621г. архонт Драконт записал первые законы, дошедшие до нас лишь в отрывках. «Драконовы законы» запрещали кровную месть, утверждали частную собственность, вводили смертную казнь почти за любое нарушение частной собственности (кража овощей). Но они уменьшили коллективную поруку за преступления, впервые определив принцип индивидуальной ответственности. В связи с высокой суровостью норм эти законы были отменены уже спустя 30 лет. В 594г. архонт Солон провел ряд реформ:

Сисахфия (стряхивание бремени) – отмена долгов (снятие долговых камней с заложенных за долги земельных участков бедноты),

Запрет гарантии долга личностью должника, и продажа гражданина в рабство за долги,

Реформирование государственной системы: Совет 400 (буле) : 400 представителей, избираемых по родовым филам, где каждая из 4 фил посылала 100 представителей. Это – главный совещательный орган, подготовлявший решения народного собрания.Экклесия избирала высших должностных лиц и заслушивала их отчеты. Введение суда присяжных – гелиэя .

С 509г. до н.э. в Афинах проводились реформы архонта Клисфена :

- Совет Пятисот : по 50 чел. от каждой филы,

- Коллегия 10 стратегов во главе армии. Стратеги избирались по 1 от каждой филы,

- остракизм : каждой весной специальное собрание устанавливало людей, опасных для существующего строя.

После победы в Греко-персидских войнах 6в. до н.э., были проведены реформы Перикла, долгое время занимавшего пост 1-го стратега (444-429гг.), чей период руководства считается временем расцвета афинской демократии:

Гелиэя (6000 чел.) ежегодно избиралась по жребию из всех 4 разрядов,

Выбор должностных лиц осуществлялся не голосованием, а жребием, кроме стратегов и казначеев,

Верховным органом власти окончательно стала экклесия, куда входили все граждане-мужчины с 20 лет, без цензовых ограничений. Каждый гражданин имел право внести в народное собрание законопроект и возбудить любой вопрос,

- принятие закона проходило 4 стадии: 1.внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин, 2.предварительное рассмотрение Советом 500, 3.принятие законопроекта народным собранием. 4.утверждение закона гелиэей.

В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами. Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения. Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:

  • единые права собственности для всех членов общины;
  • власть в руках совета старейшин;
  • гражданами могли быть только члены общины, а иноземцы и рабы не имели права участия в социальной и политической жизни.

К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии. Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко. Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень. Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.

Полисы Греции

Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:

  • Спарта - 8400 км2;
  • Аттика - 2650 км2;
  • Коринф - 880 км2;
  • Самос - 470 км2;
  • Эгина - 85 км2.

Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании - Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22. Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.
В число крупнейших городов-государств Греции входили:

  1. Афины.
  2. Спарта.
  3. Милет.
  4. Коринф.
  5. Фивы.
  6. Олимпия.
  7. Хиос.
  8. Сиракузы.
  9. Микены.
  10. Дельфы.

Афины - главный город во все времена

Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.


В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями. Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот». Оба органа власти избирались жеребьевкой - все отдавалось на решение судьбы.

Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин. Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод. На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.

В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.

Спарта - военное образование со строгими правилами

Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:

  • власть номинально правящих царей была минимальной;
  • во главе стоял совет старейшин;
  • реальной властью обладала сходка высших военных чинов.

Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.

Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.

Милет - жемчужина Ионии

Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры. Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору - одним из наиболее известных в древнем мире тиранов. В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.


Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».

Коринф - входил в тройку ведущих полисов

Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении. В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение. Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.


Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора - рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите. Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу. Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.

Фивы - знамениты по многочисленным мифам

Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.


Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив. Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию. Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира - царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.

Олимпия - родина Олимпийских игр

Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра. В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса - верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.


Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая - царя Писы - в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых. Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц. Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.

В честь событий древности в Олимпии изначально проводились лишь состязания колесниц. Позже дисциплины пополнились гимнастикой, силовыми упражнениями, бегом - именно на стадионе Олимпии была создана эталонная марафонская дистанция, а также другими соревнованиями. За полгода до их начала из Олимпии по всей Греции разбегались гонцы, которые информировали и искали участников: убить гонца или спортсмена считалось тяжким грехом, потому практически всегда на время игр и подготовки в ним по всему региону сворачивались военные действия. Именно этот фактор и лег в основу философии современного олимпийского движения, пропагандирующего мирное соперничество спортсменов и аполитичность игр.

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношений
Любой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины.
С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

  1. Абсолютно бесправные рабы.
  2. Ремесленники.
  3. Свободные торговцы.
  4. Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование.
Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами.
Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.

В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие.

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1. Полный патриархат.
  2. Законность рабства с долговой порукой.
  3. Возможность неминуемой кровной мести.
  4. Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие.
После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы.
В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину.
Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание.
В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.
Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов. Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.


По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек.
Следующая по количественному составу – Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч.
Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.
Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом.
Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством.
В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей.

    В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

    Парнас-священная гора!

    В данной статье речь пойдет о священном месте для любого эллина античных времен – о горе Парнас. Древние греки считали, что «пуп земли» (по-гречески «ὀμφᾰλόςγῆς» – «средоточие Земли»)находится всего лишь в 150-ти километрах от Афин в Фокидеа склонах горы Парнас. На склонах этой горы располагалось знаменитое Дельфийское святилище, которое считалось центром всего панэллинского мира.

    Кносский дворец.Крит

    Кносский дворец, или правильнее Кнос, самая известная греческая достопримечательность, которой больше четырех тысяч лет. Находится она недалеко от столицы острова Крит Ираклиона. Это кажется невероятным, но легендарный дворец с мифическим существом Минотавром был открыт всего сто лет назад, а до этого момента были лишь только подозрения о существовании на этом месте античного памятника архитектуры.

    Остров Скиатос

    Остров Скиатос(в переводе с греческого «Тень Афона») – это небольшой остров (49 км.2), который является самым западным островом архипелага Северные Спорады. Омывается остров Эгейским морем и насчитывает более 60-ти пляжей на любой вкус: от больших и людных до диких и нетронутых цивилизацией.

2.1 Полис древней Греции: его общая характеристика

Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Один из наиболее крупных полисов Лакедемон (Спарта) имел территорию в 8400 км 2 и население около 150- 200 тыс. человек. Аттика (Афины) как полис располагался на территории в 2500 км 2 с населением около 125 - 150 тыс. человек. Однако мог ли существовать полисы на площади в 30-40 км 2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели территорию в 100 - 200 км 2 с населением 5-12 тыс. человек, из которых полноправных граждан, мужчин-воинов, могло быть от одной до двух тысяч человек.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

Делись добром;)