Программы. Налоги. Финансы. Карты. Оформление
Поиск по сайту

Финансовая система и кредитная система. Понятие финансово-кредитной системы

Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом - Центральный банк.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь - на звенья, подразделения и т.п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

Государственный бюджет;

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Финансы государственных предприятий;

Государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансы некоммерческих организаций;

Финансы кредитных организаций;

Финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы - это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

Формирования и использования денежных доходов и фондов;

Контрольную.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т.п.

В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Выделяют личиое и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т.п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т.п.

Финансы домохозяйств - это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств - это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

Денежные доходы домохозяйств включают:

Оплату труда членов семьи;

Доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

Государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

Потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

Налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

3) денежные накопления и сбережения.

Кредитная подсистема ФКС включает:

1) банковскую сферу:

Эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки);

Неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческиеи специализированные банки (ипотечные, инновационные,инвестиционные, сберегательные и т.п.);

2) парабанковскую сферу:

Специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т.п.);

Почтово-сберегательные учреждения.

В банковской сфере центральное положение занимает Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII-XIX вв. Именно Центральному банку государство предоставляло исключительное право эмиссии банкнот. Поэтому эмиссионная функция - старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Центральный банк выполняет также функции:

Хранения государственных золотовалютных резервов;

Хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

Денежно-кредитного регулирования экономики;

Кредитования коммерческих банков и осуществления кассового обслуживания государственных учреждений;

Проведения расчетов и переводных операций;

Контроля за деятельностью кредитных учреждений.

Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений - взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

Основными принципами формирования ФКС являются следующие:

Наличие собственной финансовой базы;

Единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.

Финансы выполняют четыре функции: обеспечивающую, распределительную, регулирующую и контрольную.

Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей деятельности организации или государства.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами.

Регулирующая функция связана с использование финансовых активов и инструментов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Для государства реализация функции предполагает использование средств бюджетной системы для стимулирования или сдерживания экономического развития.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют: Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ, Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; финансовые управления предприятий.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  1. финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансово-кредитная система Российской Федерации

Финансово-кредитная система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств .

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

  • наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;
  • функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);
  • единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений.

По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона .

По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства.

По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд.

Звенья финансово-кредитной системы представлены на рис. 1.1.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов .

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий , организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов .

Кредитором выступают физические и юридические лица , заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг . Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Кредитная система представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений. В России данная система имеет двухуровневый вид, включая Центральный банк РФ , кредитные организации и их филиалы. В систему входят небанковские кредитные учреждения, которые имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции.

Финансы организаций (предприятий) различных форм собственности , являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансовый рынок — это рынок кратко-, средне-, и долгосрочных кредитов, инвестиций , ценных бумаг, вкладов. Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате куплипродажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. Его задача — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Международные финансы — это отношения между странами, возникающие в результате обмена в сфере торговли финансовыми активами, инвестиций, кредитной деятельности. В отличие от национального уровня эти отношения в большей степени подвержены контролю со стороны государства. Международные денежные потоки делятся на государственные займы, ссуды, помощь, дары, займы и кредиты международных организаций (МВФ) и частный капитал.

В 2000 г. в качестве основного был принят ориентир по уровню инфляции ;

7) прямые количественные ограничения. Это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, например выдача ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита.

ЦБ РФ выдает три типа лицензий. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширительная — дает право на открытие счетов в отдельных странах. Внутренняя лицензия позволяет работать только на внутреннем рынке;

8) эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций.

Помимо основных методов регулирования, существуют второстепенные методы.

9) предписываемая законом маржа. Это метод установления минимального процента первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупки ценных бумаг в кредит опасны, так как в них вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг;

10) потребительский кредит, то есть продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если она растет, то увеличивается масса денег в обращении;

Кредитная система -- это совокупность кредитно-финансовых институтов, которые осуществляют аккумулирование и мобилизацию денежных средств на рынке ссудных капиталов.[Белотелова Н. П., Деньги, кредит, банки// учебник.- 3-изд., - М.:Дашков и К, 2011.-с.97]

Кредитная система в условиях рыночной экономики характеризуется двумя основными понятиями:

  • - совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, основанных на определенных формах и видах кредитования;
  • - совокупность кредитно-финансовых институтов, осуществляющих свою деятельность на кредитном рынке.

Первое понятие основано на движении ссудного капитала в его стоимостной и товарной форме в виде банковского, коммерческого, государственного и иных разновидностей кредита.

Второе подразумевает, что кредитная система при помощи кредитно-финансовых институтов осуществляет накопление временно свободных денежных средств и предоставление их в форме кредита организациям, государству и другим заемщикам.

Существуют два основных подхода к определению понятия кредитной системы:

  • - функциональный подход, согласно которому кредитная система представлена видами кредита, методами кредитования;
  • - институциональный подход, согласно которому кредитная система представлена кредитно-финансовыми учреждениями.[Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы//учебное пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Эксмо, 2009.-с.211]

Кредитная система функционирует при помощи кредитного механизма, который представляет собой:

  • - систему отношений по поводу аккумулирования денежных средств и мобилизации ссудного капитала между кредитными институтами и отраслями экономики;
  • - систему отношений по поводу распределения ссудного капитала между кредитно-финансовыми институтами на финансовых рынках;
  • - взаимоотношения между национальными кредитными институтами и международными валютно-кредитными организациями.

Роль кредитной системы в экономике страны связана со следующими потребностями:

  • - организация кредитных отношений при помощи финансово-кредитных институтов, осуществляющих аккумулирование временно свободных денежных средств и направление их в форме кредита на развитие производства и торговли;
  • - управление денежными потоками на рынке ссудных капиталов;
  • - организация движения денежных средств в экономике при помощи финансово-кредитных институтов, которые выступают посредниками в обеспечении движения средств между разными субъектами рынка.[Деньги. Кредит. Банки: Учебник. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Дашков и К, 2014. -с.156]

В мировой экономике различают два типа кредитных систем:

  • - сегментированные -- они существуют при установлении государством законодательных ограничений на проведение определенными финансово-кредитными институтами отдельных операций на финансовом рынке;
  • - универсальные -- они характеризуются отсутствием государственных ограничений на осуществление операций кредитными институтами, а также наличием системы контроля со стороны государства за деятельностью этих институтов.

Для отнесения кредитной системы к одному из этих типов рассматривается наличие или отсутствие запрета на проведение коммерческими банками операций с корпоративными акциями за свой счет, поскольку данные операции обладают высоким уровнем риска. Результатом этого является степень участия банков в финансировании корпораций.

Посредством кредитной системы происходит выражение сущность и функций кредита. Кредитная система находится в тесной взаимосвязи с денежной, в связи с чем, часто можно встретить единое понятие «денежно-кредитная система». Основной функцией кредитной системы является мобилизация временно свободных денежных средств и предоставление их во временное пользование за определенную плату государству, юридическим и физическим лицам.

Кредитное учреждение представляет собой учреждение, наделенное правом осуществления кредитной деятельности, т.е. деятельности по привлечению и размещению денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности.[Белотелова Н. П., Деньги, кредит, банки// учебник.- 3-изд., - М.:Дашков и К, 2011.-с.164]

Кредитное учреждение наделено полномочиями осуществления следующих банковских операций:

  • - привлечение временно свободных денежных средств организаций и населения;
  • - размещение этих средств от своего имени и за свой счет;
  • - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • - осуществление расчетов по поручению владельцев счетов;
  • - инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание;
  • - продажа и покупка иностранной валюты;
  • - покупка и продажа драгоценных металлов;
  • - выдача гарантий.[Финансово-кредитная система: учебное пособие. /Проява С.М., Бобошко Н.М. - М.: Юнити-Дана, 2014.-с.59]

Банки представляют собой кредитные учреждения, наделенные правом осуществлять лишь первые три из перечисленных операций, а небанковские учреждения могут осуществлять лишь некоторые виды данных операций.

Помимо этого кредитные учреждения могут также осуществлять следующие виды деятельности:

  • - факторинговые операции;
  • - трастовые операции;
  • - лизинговые операции;
  • - выдавать поручительства;
  • - предоставлять в аренду сейфы;
  • - оказывать консультационные услуги.

Кредитным учреждениям запрещено осуществлять производственную, страховую или торговую деятельность.

Классификация кредитных учреждений осуществляется по ряду признаков:

  • 1) в зависимости от рода основной деятельности различают:
    • - банковские кредитные учреждения, для которых кредитная деятельность является основной;
    • - небанковские кредитные учреждения, для которых кредитная деятельность не является основной;
  • 2) в зависимости от формы собственности:
    • - государственные;
    • - негосударственные;
  • 3) в зависимости от функций:
    • - центральный банк;
    • - коммерческие банки;
    • - прочие кредитные учреждения.

В случае классификации по форме собственности группы принято называть уровнями. Кредитная система, в которую входят только государственные кредитные учреждения, называется одноуровневой. Кредитная система, в которую входят как государственные, так и негосударственные кредитные учреждения, называется двухуровневой.[Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА: ИНФРА-М, 2013.-с.132]

В любой стране существует своя совокупность кредитных учреждений, которая отличается от других стран. Отличия обусловлены историческими особенностями развития кредитных отношений, а также законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных учреждений. В промышленно развитых странах кредитные системы, как правило, схожи между собой.

Неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы государства является кредитная система. Она тесно связана с денежной и образует денежно-кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.

С точки зрения функционального аспекта под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.

С точки зрения институционального аспекта кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования. Кредитная система опосредствует весь механизм национального воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

Современная кредитная система зарубежных стран состоит из следующих основных звеньев:

  • центрального банка, государственных или полугосудар- ственных банков;
  • банковской системы: коммерческих банков, сберегательных банков, инвестиционных банков, ипотечных банков, специализированных торговых банков;
  • специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений: страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний, финансовых компаний, благотворительных фондов, ссудосберегательных ассоциаций, кредитных союзов.

Приведенная трехъярусная структура кредитной системы является типичной для большинства экономически развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга.

Наиболее развита кредитная система США, на которую ориентируются другие страны при формировании своих кредитных систем. Тем не менее в каждой стране имеются свои особенности их функционирования.

В кредитной системе стран Западной Европы широкое развитие получили банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках, удельный вес которых на рынке ссудных капиталов весьма значительный.

Для Франции характерно разделение банковского звена на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных финансовых институтов, и сберегательные банки.

Процесс трансформации в экономиках стран Центральной и Восточной Европы предусматривает создание кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночных отношений, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда. Этим странам необходима эффективная кредитно-денежная система для решения проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности национальных производителей, стабилизации уровня жизни населения.

В экономической литературе принято выделять две модели построения кредитных систем: европейскую и американскую. Принципиальных различий между ними не существует, но в Европе по удельному весу активов банковская система превосходит парабанковскую. В США специальные финансовокредитные институты аккумулируют более 60% всех активов кредитной системы, а на долю банков приходится около 40%. В Европе ранее соотношение было приблизительно обратное, но с 80-х гг. XX в. и в нынешнем веке в связи с процессами дерегулирования и возрастания мощи финансовых конгломератов удельный вес банковской системы снижается, хотя еще и не приблизился к уровню США.

Современная кредитная система Японии имеет трехъярусную структуру: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.

Кредитные системы развивающихся стран слабы. В большинстве этих стран существует двухъярусная структура, представленная центральным национальным банком и системой коммерческих банков.

Ряд азиатских стран - Гонконг, Индия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Южная Корея - имеют довольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. Трехъярусные кредитные структуры имеют и некоторые страны Латинской Америки: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Перу.

Финансовый менеджмент

Наталья Валерьевна Якушина

Семинар

Кредиты и вклады (Банковские операции)

Дисконтирование – приведение разрозненных во времени денежных платежей к одному моменту времени. Считается только с использованием сложных процентов.

См. задачи 1 и 2 на листах.

Лекция 1

Сущность и функции финансов

Термин «финансы» появился в конце 13 века. Финансы – это экономические денежные отношения, связанные с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств для решения социальных, политических и экономических задач государства.

4 признака финансовых отношений:

1) наличие денежных отношений

2) субъекты, участвующие в финансовых отношениях, наделяются различными полномочиями. У одной из сторон их всегда больше.

3) должны формироваться фонды денежных средств

4) регулярное поступление денежных средств в бюджет обеспечивается за счет придания налогам и сборам государственно-принудительного характера

Предпосылки возникновения финансов:

1) После буржуазных революций в Европе сформировался парламент и возникло понятие бюджета. Казной распоряжался глава государства, бюджетом – парламент.

2) формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Возникла система государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3) налоги стали собираться преимущественно в денежной форме.

Этапы развития финансов:

1) неразвитая форма финансов – непроизводственный характер финансов. Т.е. основная часть денежных средств от бюджета расходовалась на содержание двора и на военные нужды. При этом практически не оказывала влияния на экономику. Ограниченная финансовая система.

2) Развитая форма финансов – производственный характер финансов.

Функции финансов :

1) распределительная

Совокупный общественный продукт (СОП) – вся стоимость, созданная государством за определенный срок с учетом ранее произведенных вложений.



2) контрольная. Финансовый контроль бывает общегосударственным, внутрихозяйственный, независимый+ общественно-финансовый контроль.

Общегосударственный контроль осуществляется:

Счетной палатой: проверяет своевременность и полноту использования доходных и расходных статей бюджета, законность и своевременность движения денежных средств по банковским счетам, проводит финансовую экспертизу проектов ФЗ, определяет эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств и использования федеральной собственности.

Федеральное казначейство: следит за своевременностью и полнотой поступления налогов и других обязательных платежей, распределяет поступившие средства между уровнями бюджетной системы, а также между получателями и получателями-распределителями бюджетных средств, осуществляет анализ финансового состояния государственных финансов.

Казначейство входит в Минфин.

Контрольно-ревизионное управление: имеет федеральный, региональный и местный уровень.

Осуществляет контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих организациях, если они получают средства из бюджета.

Центральный банк:

Организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране

Осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков

Налоговая инспекция:

Осуществляет оперативный финансовый контроль

Проверяет полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей

Внутриведомственный (внутрихозяйственный) финансовый контроль:

Бухгалтерия

Аналитический отдел

Финансовый отдел

Экономический отдел

Плановый отдел/центры бюджетирования

К каждому отделу найти финансовую сферу деятельности.

Независимый финансовый контроль:

а) внешний независимый контроль осуществляется независимой аудиторской фирмой и включает:

1. Проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности

2. Экспертиза финансово-хозяйственного состояния компании.

3. Оценка платежеспособности - способность расплатиться по всем долговым обязательствам

б) внутренний независимый контроль осуществляется аудиторской службой самого предприятия

Финансово-кредитная система

Финансово-кредитная система - совокупность различных сфер/звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов, а также различной ролью в экономике страны

ФКС делится на централизованную и децентрализованную части.

1. Централизованная:

1.1. Бюджет

1.2. ВБФ (внебюджетные фонды)

1.3. Страхование звено

1.4. Кредитное звено

1.5. Инвестиционное звено

2. Децентрализованная часть

2.1. Финансы предприятий и организаций

2.2. Финансы домохозяйства

Централизованная часть контролируются законодательно.

Бюджет:

формирование фондов осуществляется путем принудительного изъятия части доходов физических и юридических лиц

расходуются на безвозмездной основе

задача: обеспечение определенных темпов развития экономики страны

Внебюджетные фонды:

формируются и расходуются так же, как и бюджет

задачи: обеспечение определенного социального уровня жизни населения или экономическая поддержка отдельных отраслей или регионов

не ниже минимально допустимого уровня

Страховое звено:

формируются путем принудительного изъятия части доходов либо на добровольной основе

используются на возмещение ущерба в пределах оплаченной страховой ответственности

задачи: обеспечение непрерывности процесса производства/деятельности

Кредитное звено:

формируются фонды путем мобилизации временно свободных денежных средств физ. и юр. лиц

расходуются на принципах возвратности, платности и срочности

задача: повышение эффективности производства

Инвестиционное звено (фондовый рынок):

формируются фонды путем мобилизации временно свободных денежных средств

используются по принципу возвратности и платности

задачи: повышение эффективности использования средств

Децентрализованная часть регулируется только НК РФ.

На след.неделю форма бух. баланса 12 или 13 года и отчет о фин. результатах