Программы. Налоги. Финансы. Карты. Оформление
Поиск по сайту

Законодательные основы и регулирование дмс страхования. Основные положения закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации Фз об медицинском страховании

  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
  • Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год
  • Разделii. Федеральные законы Основы законодательства об охране здоровья граждан (Извлечения) Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
  • Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в рф
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
  • Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
  • Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
  • Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Раздел XI. Международное сотрудничество
  • Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • Раздел 2. Система медицинского страхования
  • Часть 3 статьи 12 утратила силу в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации. - Указ Президента рф от 24.12.1993 n 2288.
  • Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
  • Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции») Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
  • Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
  • Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
  • Глава V. Заключительные положения
  • Закон рф «о донорстве крови и ее компонентов» Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • Закон рф «о трансплантации органов и(или) тканей человека Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации
  • Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации
  • Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
  • Закон рф «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов
  • Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
  • Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
  • Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
  • Разделiii. Кодексы рф (извлечения) Уголовный кодекс рф (извлечения) Раздел I. Уголовный закон (Общая часть)
  • Раздел II. Преступление
  • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Раздел III. Наказание
  • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
  • Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть)
  • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Глава 30. Преступления против государственной власти
  • Трудовой кодекс рф Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • Гражданский кодекс рф Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица))
  • Глава 28. Заключение договора
  • Глава 29. Изменение и расторжение договора
  • Семейный кодекс Российской Федерации Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Раздел VI. Платные услуги Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
  • Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края
  • Разделvii. Положение о клинической ординатуре Приказ Министерства здравоохранения рф об утверждении «Положения о клинической ординатуре»
  • Для заметок
  • Закон рф «о медицинском страховании граждан в рф» (Извлечения) Раздел 1. Общие положения Статья 1. Медицинское страхование

    Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

    Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

    Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

    Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

    Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

    Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

    Статья 2. Субъекты медицинского страхования

    В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

    Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

    Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

    Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

    Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

    Раздел 2. Система медицинского страхования

    Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования

    Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

    Статья 4. Договор медицинского страхования

    Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.

    Договор медицинского страхования должен содержать:

    наименование сторон;

    сроки действия договора;

    численность застрахованных;

    размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;

    перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования;

    права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия. (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1)

    Форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.

    Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.

    В случае утраты страхователем в период действия договора обязательного медицинского страхования прав юридического лица вследствие реорганизации или ликвидации предприятия, права и обязанности по указанному договору переходят к его правопреемнику.

    В период действия договора добровольного медицинского страхования при признании судом страхователя недееспособным либо ограниченным в дееспособности его права и обязанности переходят к опекуну или попечителю, действующему в интересах застрахованного.

    Статья 5. Страховой медицинский полис

    Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

    Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.

    Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

    Статья 6. Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования

    Граждане Российской Федерации имеют право на:

    обязательное и добровольное медицинское страхование;

    выбор медицинской страховой организации;

    выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

    получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

    получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

    предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

    возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

    Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.

    Защиту интересов граждан осуществляют Советы Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации (объединения).

    Статья 7. Права и обязанности лиц, не имеющих гражданства, в системе медицинского страхования

    На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

    Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации

    Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания граждан.

    Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации.

    Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

    Статья 9. Права и обязанности страхователя

    Страхователь имеет право на:

    участие во всех видах медицинского страхования;

    свободный выбор страховой организации;

    осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;

    возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.

    Предприятие-страхователь, кроме прав, перечисленных в части первой настоящей статьи, имеет право на:

    привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.

    Страхователь обязан:

    заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

    вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования;

    в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;

    предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию;

    зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в порядке, установленном статьей 9.1 настоящего Закона.

    Статья 9.1. Регистрация страхователей при обязательном медицинском страховании

    Регистрация страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляется в территориальных фондах обязательного медицинского страхования:

    страхователей-организаций и индивидуальных предпринимателей в пятидневный срок с момента представления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    страхователей - частных нотариусов по месту их жительства (в случае осуществления ими деятельности в другом месте по месту осуществления этой деятельности) на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий лицензии на право нотариальной деятельности, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства, а также постановку его на учет в налоговом органе;

    Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года.

    страхователей-адвокатов по месту их жительства (в случае осуществления ими деятельности в другом месте по месту осуществления этой деятельности) на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства;

    страхователей - физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров;

    страхователей-организаций по месту нахождения их обособленных подразделений на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения;

    страхователей - органов государственной власти и органов местного самоуправления на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня их учреждения.

    Порядок регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Статья 10. Источники финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации

    Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:

    средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов;

    средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

    личные средства граждан;

    безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

    доходы от ценных бумаг;

    кредиты банков и других кредиторов;

    иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

    Статья 11. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения

    Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.

    Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

    финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией;

    обеспечения профессиональной подготовки кадров;

    финансирования научных исследований;

    развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

    субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

    оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

    финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

    оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

    Средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

    Статья 12. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования

    Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

    Для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    "

    Данный закон гарантирует бесплатную медицинскую помощь российским гражданам за счет создания системы обязательного страхования здоровья. Нормативный документ (ФЗ РФ 326 об обязательном медицинском страховании) регулирует отношения между структурными подразделениями, порядок финансирования и контроля.

    Структура социальной системы обеспечения населения медицинскими услугами

    Система обязательного медицинского страхования (ОМС), также как и , включает в себя страхователей, страховщика и застрахованных лиц.

    Участники ОМС:

    • граждане;
    • организации и предприятия;
    • медицинские учреждения;
    • страховые организации;
    • Фонд соцстрахования;
    • территориальные фонды.

    В роли страховщика выступает государство в лице Правительства РФ. Часть своих функций оно передает на места, главам субъектов федерации. Нормативная база, включая тарифы, определение перечня услуг, устанавливается Правительством.

    На видео просто и понятно рассказывается об обязательном медицинском страховании:

    На основании Государственной Программы разрабатываются и осуществляются территориальные условия.

    Сущность системы – это получение основного пакета медпомощи по месту жительства. На всей территории возможно получить экстренную скорую помощь.

    Страхователи – юридические лица, индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы в ФСС.

    Это могут быть:

    • государственные;
    • муниципальные;
    • частные предприятия.

    Застрахованные лица – работающие граждане, имеющие полис ОМС.

    Фонд социального страхования создан как некоммерческая организация и имеет свои структурные единицы в виде территориальных фондов. В его функции входит аккумулирование страховых взносов, софинансирование региональных программ.

    Права и обязанности ФСС:

    • является одним из разработчиков госпрограммы гарантированного получения бесплатной медпомощи;
    • осуществляет контроль и управление финансовыми средствами;
    • ведет учет всех застрахованных лиц;
    • определяет количество региональных страховых организаций;
    • медицинских учреждений, оказывающих услуги;
    • проверяет компетентность территориальных фондов;
    • сотрудничает с международными организациями в сфере ОМС.

    Территориальные фонды – представители регионального страховщика, которым является высший орган местной исполнительной власти.

    Функции территориальных фондов:

    • сбор, учет и расходование средств социального страхования;
    • разработка региональных программ на базе федеральной, в том числе подушевых нормативов;
    • формирование реестра страхователей;
    • застрахованных лиц;
    • защита прав граждан при получении некачественной помощи;
    • ревизия деятельности медучреждений и медстраховых организаций.

    Медицинская страховая организация – промежуточное звено между терфондом и медучреждениями, между застрахованными лицами и поликлиникой (больницей).

    Она заключает договор об оказании услуг с каждым учреждением и контролирует их выполнение. На основании представленных данных региональный фонд выделяет средства для медицинской страховой компании, которая в дальнейшем распоряжается ими согласно оговоренных условий.

    Для оказания амбулаторной, стационарной, экстренной услуги необходимо получить государственную лицензию.

    Если задаваться вопросом – , то для участия в госпрограмме ОМС требуется подать заявку в терфонд. Право на включение в реестр медучреждений, оказывающих обязательные медуслуги, имеют организации всех видов собственности.

    Правовые гарантии и обязанности медорганизаций:

    • своевременное и в полном объеме получение средств за оказанные страховые услуги;
    • обжалование действий страховых организаций;
    • оказание бесплатной медицинской помощи в соответствии с ОМС, в некоторых случаях больному предоставляется ;
    • предоставление необходимой информации пациентам об оказываемых услугах, режиме работы;
    • ведение учета застрахованных лиц;
    • информирование территориального фонда об оказанных услугах.

    В случае оказания помощи в не полном объеме, низкого качества финансирование сокращается, или решается вопрос о лишении лицензии.

    На видео рассказывается о разнице между обязательным и добровольным медицинским страховании:

    Финансирование Госпрограммы ОМС согласно федеральному закону

    Отчисления на каждое застрахованное лицо в страховой фонд осуществляют зарегистрированные на территории РФ предприятия и организации. Нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО узнайте .

    Размер взносов утверждается в каждом субъекте на основе соглашения между исполнительной властью, территориальным фондом, страховой организацией и медучреждением. Структура тарифа (статьи затрат) определяется федеральным исполнительным органом.

    В его состав включены:

    • заработная плата персонала и начисления на нее;
    • стоимость лекарств, инструмента, расходных материалов;
    • питание больных;
    • оплата диагностики в других учреждениях;
    • коммунальные платежи;
    • социальные отчисления для медработников;
    • услуги связи, интернета;
    • установка программного обеспечения и поддержка;
    • приобретение оборудования до 100 тыс. руб.

    Установленная норма возмещения за оказанную услугу застрахованному лицу в поликлинике (больнице) является постоянной для всех страховых организаций данного региона. Про страховку автомобиля без страхования жизни расскажет .

    На видео Финансирование Госпрограммы ОМС:

    Доходная часть Федерального фонда состоит:

    • из обязательных страховых взносов;
    • сумм штрафов и пени;
    • недопоступивших платежей;
    • дотаций из Федерального бюджета;
    • прибыли от свободных средств, размещаемых в кредитных или инвестиционных организациях. Как добавить водителя в электронный полис ОСАГО узнайте в .

    Расходные статьи Федерального страхового фонда:

    • субвенции территориальным фондам;
    • выполнение обязательств Правительства;
    • содержание аппарата.

    Бюджет территориального фонда формируется на основе:

    • дополнительных отчислений по ОМС от предприятий и организаций;
    • региональных платежей на оказание услуг, не входящих в базовую программу;
    • дотаций из ФСС;
    • начисленных недоимок, штрафов, пени.

    Территориальные фонды при недостаточности собственных средств получают субвенции (дотации) из Федерального фонда.

    Финансовая поддержка осуществляется при выполнении следующих условий:

    • выполнение требования о страховании неработающего населения в объеме, указанном в бюджете региона;
    • его соответствия показателю, рассчитанному по федеральному нормативу;
    • ежемесячном перечислении 1/12 от утвержденной годовой суммы в ФСС.

    Расходы терфондов – это, главным образом, выполнение региональных программ ОМС.

    В составе Федерального и территориального фондов создается нормированный запас, необходимый для стабильного финансирования, размер и порядок использования которых определяют высшие федеральные и региональные органы. Про полис ОМС от Росгосстрах читайте .

    Базовая Программа обязательного медицинского страхования граждан согласно ФЗ РФ 326

    Федеральный стандарт, заложенный в ОМС, корректируется на уровне субъектов федерации, исходя из местных условий: возрастных категорий, состояния здоровья населения и инфраструктуры. Про страхование жизни и здоровья ребенка-спортсмена узнайте в .

    Территориальные программы должны обеспечивать снижение смертности от заболеваний, повышение качества медицинских услуг.

    Застрахованные граждане, которые оформили , имеют право на бесплатное получение всех видов помощи: от экстренной до профилактической с использованием современного диагностического оборудования и инструментария.

    На видео – базовая программа обязательного медицинского страхования:

    Федеральный Закон 326-ФЗ, принятый в 2010 году, является основой для функционирования системы обязательного медицинского страхования. Цель документа – установление правовых отношений между участниками, определение базовой Программы, источников финансирования и ответственности сторон, что является обязательным для .

    345 16.10.2019 8 мин.

    Законодательством России предусмотрена реализация определенных мер социальной защиты граждан в целях защиты их здоровья. Такие меры проявляются, в том числе и в медицинском страховании. Согласно ФЗ РФ 326 оно является обязательным для всех граждан. На основании его каждый застрахованный человек может рассчитывать на получение необходимой медицинской помощи при наступлении определенных обстоятельств. Данная помощь будет оплачена из средств страховщика.

    Общие положения Федерального Закона РФ об ОМС

    Данный федеральный закон (фз) основан на императивных положениях главного закона страны Конституции и не может противоречить им. Под основным понятием (ОСМС) понимается один из видов страховых отношений, направленных на оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам страны при наступлении определенных страховых случаев, которые регламентированы данным законом.

    Объектом в этих правоотношениях выступает риск наступления указанных страховых случаев, под ним понимается возможное событие, при происшествии которого возникает необходимость компенсации расходов на оказание медицинской помощи.

    Само совершившееся событие считается страховым случаем, при котором происходит непосредственно оказание медицинской помощи и компенсация затрат на нее. Такие случаи предусмотрены только для физических лиц, которые являются застрахованными. Все эти определения указаны в 3 статье настоящего закона.

    А статьей 4 регламентируются основные принципы данной системы страхования. К ним относятся:

    1. Предоставление гарантий об оказании бесплатной медицинской помощи.
    2. Обязательность уплаты страховых взносов для страхователей.
    3. Гарантии финансовой устойчивости сформированной системы.
    4. Соблюдение прав всех участников данных правоотношений.
    5. Паритетность во всех субъектов в органах управления страховой системы.
    6. Создание хороших условий и качественной медицины.

    За счет данных принципов сформирована действующая система страхования, обеспечивающая бесплатную медицинскую помощь застрахованным гражданам.

    За разработку законодательных основ и их реализацию ответственны Российская Федерация, ее субъекты и органы государственной власти федерального и местного уровня. Их полномочия подробно расписаны в главе 2 настоящего закона.

    Участники правоотношений

    В данных страховых отношениях статьей 9 этого законодательного акта выделены 3 вида субъектов:

    • страхователи;
    • застрахованные граждане;
    • Федеральный Фонд.

    Кроме этого участниками этих правоотношений также являются различные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь застрахованным гражданам.

    Также сюда относятся страховые медицинские организации и территориальные фонды субъектов РФ.

    В качестве застрахованных лиц могут быть следующие люди:

    • граждане РФ;
    • иностранные граждане;
    • лица без гражданства.

    Но при обязательном условии, что они подходят к одной из перечисленных категорий:

    • работают официально по трудовому договору;
    • самостоятельно обеспечивают себя работой, и зарегистрированы в установленном порядке;
    • члены крестьянских хозяйств;
    • народы Крайнего Севера;
    • несовершеннолетние дети;
    • пенсионеры;
    • лица, обучающиеся на очной форме обучения;
    • безработные граждане, зарегистрированные на бирже труда;
    • иные лица, неработающие по трудовому договору;
    • родитель, ухаживающий за ребенком до достижения 3 лет;
    • граждане, ухаживающие за или престарелыми людьми.

    Данные категории граждан подлежат обязательному страхованию и имеют право рассчитывать на оказание бесплатной медицинской помощи при наличии у них , подтверждающего статус застрахованного лица.

    Статья 11 этого закона определяет перечень страхователей, которые обязаны застраховать граждан и уплачивать за них страховые взносы согласно данному законодательству. К ним относятся:

    • все юридические и физические лица, которые на законных основаниях выплачивают заработную плату и иные вознаграждения гражданам;
    • лица, занимающиеся частной практикой;
    • региональные органы исполнительной власти, уполномоченные данным законодательством.

    Согласно статье 12 страховщиком определен Федеральный Фонд, который действует в пределах установленных базовой программой. Данный орган имеет дополнительные территориальные фонды. Они создаются субъектами РФ с целью осуществления полномочий страховщика в данном регионе.

    На основании статьи 13 территориальные фонды могут создавать свои филиалы и представительства для осуществления своих полномочий.

    Кроме этого созданы страховые медицинские организации, осуществляющие заключение договоров с гражданами. Эти организации обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности. Кроме и обязательного медицинского страхования эти организации не имеют право заниматься другим видом деятельности.

    Средства, связанные с обязательным страхованием имеют отдельный учет, не пересекающийся с учетом средств добровольного страхования. Данные юридические лица отвечают по своим обязательствам данными средствами. Всю информацию о своей финансовой деятельности такие страховые компании обязаны публиковать в сети Интернет и СМИ.

    Все подобные организации учитываются в реестре. Включение и исключение из данного реестра осуществляется за счет уведомлений, которые направляются территориальным Фондом.

    Еще один участник в данных правоотношениях, это медицинские организации, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь гражданам. Для этого они должны иметь также соответствующую лицензию и должны быть включены в реестр медицинских организаций. Организационно-правовая форма может быть любой:

    • в виде юридического лица;
    • в виде индивидуального предпринимателя.

    Данные медицинский учреждения ведут отдельный учет по операциям со средствами обязательного страхования.

    Права и обязанности субъектов

    В любом договоре зафиксированы права и обязанности всех участников данных правоотношений. В данном договоре страхования также содержатся основные права и обязательства, которые определены настоящим законодательством в главе 4. Согласно статье 16 все застрахованы люди имеют следующие права:

    • получение бесплатной медицинской помощи на всей территории страны;
    • выбрать страховую медицинскую организацию, с которой непосредственно будет заключаться страховой договор;
    • выбирать медицинские организации из общего реестра, в которых будет оказывать медицинская помощь;
    • заменять страховую организацию на любую другую из реестра страховых компаний;
    • выбирать врача самостоятельно или через представителя;
    • имеет право на защиту его персональных данных;
    • защищать свои законные интересы и права;
    • требовать от медицинской организации ущерба за неисполнение ей обязательств.

    К обязательствам застрахованного лица относятся следующее:

    1. Подать заявление о выборе страховой компании и заключить с ней страховой договор, в случае переезда в другой регион произвести повторный выбор организации в новом субъекте.
    2. Уведомить страховую организацию об изменении персональных данных.
    3. Предъявлять полис, подтверждающий страхование, для получения бесплатных медицинских услуг.

    Новорожденные дети получают в течение первых 30 дней медицинскую помощь по полису матери, а после этого времени их законные представители должны получить для них . С момента подачи заявления в течение 3 дней страховая организация обязана выдать полис.

    Статьей 17 определены право страхователя на получение информации о порядке уплаты им страховых взносов и его регистрации в реестре. К обязанностям относится следующее:

    • в обязательном порядке вставать на учет и сниматься с него согласно законодательству;
    • своевременно оплачивать в полном размере установленные страховые взносы;
    • предоставлять обязательную отчетность об уплаченных взносах.

    Постановка на налоговый учет осуществляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о регистрации, а снятие с учета в течение 10 дней. Для этого необходимо подать соответствующее заявление.

    За нарушение установленных требований обязательной регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа размером 5000 рублей.

    Также за нарушение других законодательных норм страхователями предусмотрены штрафы в других размерах. Данные суммы зачисляются в бюджет Федерального Фонда.

    Страховые медицинские организации имеют права и обязанности, которые прописаны договорами между ними и застрахованными лицами, а также между ними и территориальными фондами.

    В статье 20 указаны права медицинских учреждений, оказывающих фактически помощь гражданам. К ним отнесены 2 основных права:

    • получать средства за оказанную помощь;
    • обжаловать заключения страховой медицинской компании о фактически затраченных объемах работ.

    К обязанностям данной статьей отнесено следующее:

    1. Оказывать бесплатную медицинскую помощь всем застрахованным лицам.
    2. Вести учет оказанной помощи.
    3. Предоставлять сведения о застрахованных лицах и об оказанной им помощи в определенные законодательством органы.
    4. Предоставлять отчетность о своей финансовой деятельности, а также публиковать в сети Интернет информацию о порядке оказания медицинской помощи и графике работы.

    Также законодательством могут быть установлены иные обязательства и права участников данных правоотношений.

    Финансовая система

    Статья 21 определяет основные виды доходов, за счет чего формируется бюджет, из которого осуществляется оплата медицинской помощи. К ним относятся:

    • взыскание штрафов и пени со страхователей;
    • недоимки по налоговым платежам и взносам;
    • финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов;
    • доходы от временного размещения денежных средств;
    • иные разрешенные источники.

    За счет данных средств осуществляется оплата медицинского обеспечения застрахованным лицам. В случае превышения оказанных услуг установленной стоимости базовой программы данные услуги могут оказаться неоплаченными страховой компанией.

    Уплата страховых взносов

    Размер и порядок расчета тарифов устанавливается законодательством РФ. Расчетный период считается один календарный год. Страхователи должны ежеквартально представлять отчет по уплаченным взносам.

    Если страхователь стал обязанным уплачивать взносы не с начала года, то он должен подать сведения и уплатить взносы только за тот квартал, в котором у нег появилось данное обязательство. Аналогичным образом считается в случае прекращения обязательств ранее окончания календарного года.

    Ответственность за нарушение данных требований предусмотрена в виде недоимки, а также пеней и штрафов. Пени начисляются за каждый просроченный день в установленном порядке самим страхователем. Ставка для расчета пени признается одна трехсотая ставки Банка России. Пени уплачиваются вместе с основной суммой задолженности.

    Если страхователь самостоятельно не насчитывает себе пени, то взыскание всех штрафных санкций предусмотрено в судебном порядке.

    Программы обязательного медицинского страхования

    Статьей 35 данного законодательного акта прописана , которая входит в основу тех гарантий, на которые могут рассчитывать граждане в случае наступления страхового случая. В ней перечисляются основные виды медицинской помощи, которые могут быть оказаны гражданам на бесплатной основе. Также эта программа включает в себя:

    • перечень самих страховых случаев;
    • способы оплаты медицинской помощи;
    • расчет тарифов;
    • критерии качества и доступности данного вида помощи;
    • нормативы объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо.

    Виды мед помощи

    Базовая программа устанавливает нормы страхового обеспечения исходя из стандартов и порядка оказания медицинских услуг. В эту программу входит следующие виды медицинской помощи:

    • первичная;
    • скорая;
    • профилактическая;
    • специализированная;
    • высокотехнологичная.

    Также по полису ОМС можно получить и .

    На основании данной базовой программы устанавливаются территориальные программы. Статья 36 регулирует порядок составления территориальных программ, которые являются частью базовой программы, но устанавливаются с учетом особенностей заболеваний в конкретном субъекте.

    Норматив финансового обеспечения по определенным заболеваниям или травмам может превышать нормы базовой программы, если это необходимо для конкретного региона.

    Но стоимость территориальной программы не может превышать размер бюджетных финансовых вливаний из федерального и прочих бюджетов.

    Система договоров для получения полиса

    Для реализации прав застрахованного лица заключаются договора в его пользу. Это два вида договоров:

    • о финансовом обеспечении;
    • на оказание и оплату медицинской помощи.

    По первому виду договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам медицинским учреждением.

    Данный договор должен содержать основные обязательные права обязанности страховой компании перед другими участниками данных правоотношений. Он заключается непосредственно со страхователем.

    Второй вид договора заключается страховой компанией с медицинским учреждением, включенным в реестр. Этим договором фиксируются основные права и обязанности медицинского учреждения и страховой компании.

    Контроль

    Для полноценной реализации обязательного медицинского страхования должен проводиться регулярный контроль над:

    Экспертизой проверяется соответствие фактических сроков и объемов оказанных услуг предоставленным документам. Экспертиза проводится специалистом, который является врачом, имеющим необходимый пятилетний стаж и необходимую экспертную подготовку.

    Экономическим контролем определяется соответствие сведений об объемах оказанной помощи, на основании предоставленных для оплаты документов. С помощью экспертизы качества выявляются нарушения, а также своевременность и выбранная методика лечения.

    В случае несоответствия оказанных услуг страховая компания может отказать в оплате данных услуг, а также могут быть применены определенные санкции к нарушителям.

    Организация действий учета

    Статья 43 настоящего законодательного акта обязывает вести персонифицированный учет всех застрахованных граждан. Основными целями его являются:

    • создание необходимых условий для обеспечения гарантий гражданам;
    • определение потребностей в мед. помощи;
    • создание условий для качественного контроля над работой всей системы медицинского страхования.

    В процессе ведения персонифицированного учета застрахованных граждан проводится обязательный сбор информации, ее обработка и последующее хранение.

    Статья 45 определяет обязанность выдачи страховой организацией полиса о страховании каждому застрахованному гражданину. При его предъявлении он сможет рассчитывать на оказание ему бесплатной помощи.

    Видео: Об обязательном социальном медицинском страховании гражданина Российской Федерации

    Заключительные и переходные положения

    В рамках данной системы предусматривается включение в действие дополнительных региональных программ, финансируемых дополнительно из средств . Порядок и форма отчетности по реализации данных программу устанавливается федеральными органами.

    Оказание бесплатной высокотехнологичной помощи, которая не включена в базовую программу, возможно при выделении дополнительных вливаний бюджета в территориальную программу.

    Данное законодательство распространяет свое действие на всех лиц, включенных в перечень. Данный закон вступил в силу с начала 2011 года и действует по настоящий день.

    Комментарий ГАРАНТа

    См. графическую копию официальной публикации

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-фз "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г.)

    Комментарий ГАРАНТа

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на неработающего населения.

    Комментарий ГАРАНТа

    См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

    Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования

    1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается наКонституции Российской Федерации и состоит изОснов законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Комментарий ГАРАНТа

    См. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

    2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения впорядке , установленном Правительством Российской Федерации.

    Комментарий ГАРАНТа

    См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1)обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

    2)объект обязательного медицинского страхования -страховой риск , связанный с возникновениемстрахового случая ;

    3)страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;

    4)страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;

    5)страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;

    6)страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;

    7)застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяетсяобязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    8)базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

    9)территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

    С начала 2011 года на территории РФ действует новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326 ФЗ. Ряд нововведений напрямую затрагивает жизнь среднестатистического гражданина, поэтому ознакомиться со вступившими в силу изменениями будет далеко не лишним.

    Закон об обязательном медицинском страховании

    В соответствии с новыми правилами к кругу застрахованных лиц относятся не только российские граждане, но также иностранцы с ВНЖ или временной регистрации, беженцы и лица без гражданства. Права всех перечисленных категорий людей сформулированы в статье 16 ФЗ №326. Статус застрахованного лица дает человеку право получать медицинскую помощь на бесплатной основе в рамках перечня услуг, предусмотренных полисом обязательного медицинского страхования. Действие полиса распространяется на территорию субъекта РФ, где выдан документ.

    Федеральный закон медицинского страхования

    У застрахованных лиц есть право один раз в течение года выбрать и поменять страховую организацию. Сделать это разрешается до первого ноября. Чаще всего подобная необходимость возникает при смене места жительства. Чтобы процесс изменений стартовал, требуется написать заявление установленного образца и подать его в выбранную страховую компанию. Застрахованные лица также могут выбирать между несколькими лечебными учреждениями, которые принимают участие в соответствующих программах. Выбор лечащего врача также возможен через предварительную подачу заявления на имя руководителя медицинского учреждения.

    Федеральный закон о фонде обязательного медицинского страхования

    В соответствии с нормами закона застрахованные лица получают право на возмещение ущерба, который может быть причинен работниками медицинского или страхового учреждения по причине ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей. Застрахованные лица также имеют право на защиту персональных данных и получение информации об условиях и уровне качества предоставляемой медицинской помощи. Помимо прав участники программ обязательного медицинского страхования наделены рядом обязанностей, с которыми также можно ознакомиться с помощью изучения положений законодательного акта.

    Закон о медицинском страховании государственных служащих

    В соответствии с положениями закона предусмотрены механизмы разработки территориальных и базовых программ ОМС для госслужащих и других категорий граждан РФ. В соответствии с положениями, сформулированными в ст. 35 и ст. 36 ФЗ №326 действие базовой программы распространяется на всю территорию России, в то время как территориальная действует исключительно в пределах субъекта РФ, где застрахованное лицо оформляет медицинский полис. При оказании экстренной медицинской помощи документ об участии в ОМС разрешается не предъявлять. В результате владельцы полиса могут получать услуги, предусмотренные базовой программой ОМС на всей территории РФ, другие виды медицинской помощи предусмотрены исключительно территориальными страховыми программами.

    Медицинское страхование мигрантов закон

    По нормам российского законодательства сведения о ДМС страховке требуется в обязательном порядке указать в договоре, который подписывается с трудовым мигрантом. Если соответствующий документ у гражданина другой страны отсутствует, работодатель обязан отстранять от работы такого сотрудника. Одно из обязательных условий для работы в России – оформление полиса ДМС для граждан Белоруссии, Украины, Молдавии, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. Полис, который оформляется на трудового мигранта, предусматривает оказание неотложной медицинской и первичной медико-санитарной помощи.

    Совет от Сравни.ру: Обязательное медицинское страхование – цивилизованная альтернатива советской системы предоставления бесплатной медицинской помощи, которая, к сожалению, изжила себя. Помимо перечня случаев, при наступлении которых застрахованным лицам оказываются определенные виды медицинской помощи, гражданам настоятельно рекомендуется ознакомиться со своими правами и возможностями, чтобы наверняка знать как действовать в наиболее распространенных ситуациях.