Программы. Налоги. Финансы. Карты. Оформление
Поиск по сайту

Основы экономики рабочая программа кружок. Кружок на тему: "Экономика и мы"

Программа «Экономикс» предлагается к использованию в системе школьного дополнительногообразования для учащихся 9–10-х классов, 1 час в неделю в рамках организации факультативных занятий.

Программа основана на теоретическом материале школьного курса экономики, преподаваемом в 9-м или 11-м классе, и поэтому не ведет к перегрузке учащихся. Значительное количество времени, отведенное на выполнение практических заданий, равномерно распределяет нагрузку.

Программа учитывает основные принципы системного, деятельностного, развивающего, проблемного обучения и содержит в себе: направленность на комплексное решение задач образования, воспитания, развития, научность обучения, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях, сознательность, активность, и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов, технологий и приемов обучения, оптимальное сочетание практического и теоретического материала, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения, что способствует индивидуализации обучения.

Работа по данной программе позволит учащимся получить комплекс умений по подготовке проектных, исследовательских работ, получить опыт участия в конференциях разного уровня.

Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, мотивировать школьников к изучению экономики в урочное время и к обучению по специальности обществоведческих дисциплин в ВУЗе, поможет детям более полно реализовать свои природные способности, удовлетворить интерес к познанию обществоведческих дисциплин (право, обществознание). Введение факультативного курса позволит учащимся более качественно проработать отдельные вопросы по дисциплине «Обществознание», в том числе подготовиться для сдачи экзаменов за курс средней школы.

Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для организации занятий факультатива (кружка) «Экономикс». Она включает в себя возможности для получения учащимися знаний по экономике и основам предпринимательства. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год.

Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества.

Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно–воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению.

Программа направлена на помощь учащимся

Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека в детства.

  • предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока экономики, часто является подготовкой или продолжением его;
  • внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения тематических игр и мероприятий в школе;
  • программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно–воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;
  • программа составлена с учетом возрастных особенностей детей: дети активно проявляют интерес к изучению хозяйственной деятельности общества, стремятся к самостоятельной, творческой работе; в программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий. – для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, оказывая психологическую поддержку, обеспечивает успешное завершение работ учащимися;
  • близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельное познавательной деятельности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник.

Программа способствует формированию у учащихся

  • экономического и хозяйственного мировоззрения;
  • сознательного отношения к труду;
  • развитие интереса детей к экономическим процессам, способствовать развитию интеллекта;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • приобретение навыков проектной деятельности (от постановки задачи до ее успешной реализации);
  • обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые в последствии могут стать основой для более серьезных исследований;
  • усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии;
  • поддержание и развитие интереса, любознательности; потребности в приобретении новых знаний и способностей их получения путем самообразования;
  • эстетическое воспитание учащихся;
  • формирование аналитического мышления учащихся через систему решения задач, содействие развитию критического мышления;
  • получение необходимых знаний и приемов работы для реализации перечисленных выше задач

Отличительные особенности программы: Заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.

Возраст детей: Программа рассчитана на применение в 9–10-х общеобразовательных классах при одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения программа реализуется за один учебный год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 40 учебных занятий на учебный год (по 1 учебному часу в неделю)

Основная форма организации внеклассной работы по экономике в школе – кружок.

В программе «Экономикс» предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;
  • групповые практические занятия;
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);
  • общешкольные мероприятия;
  • экскурсии, игры,
  • практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).

Ожидаемые результаты

  • формирование стойкого интереса к экономической науке;
  • воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;
  • приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;
  • закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;
  • развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие эстетического вкуса.

Учебно-тематическое планирование

Способы проверки ожидаемого результата

  • тестирование
  • защите рефератов
  • составление проектов
  • участие в олимпиадах

Формы подведения итогов

  • организация тематических выступлений, конференций;
  • организация выставки работ учащихся;
  • проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.

Программа направлена на развитие интереса к экономическим наукам, расширение знаний по экономике, расширение знаний по производственной и непроизводственной сферам экономической жизни человека. Ученик в ходе изучения представленного материала узнает методологические и философские подходы к экономической науке, усваивает теорию производства, узнает о различных экономических системах общества.

Методическое обеспечение программы

Программа «Экономикс» предусматривает различные формы и методы работы:

1) групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм; практическое6 выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;

2) индивидуальные занятия:

  • консультации,
  • работа с учебной литературой,
  • подготовка сообщений, индивидуальных проектов,
  • работы с использованием компьютерных программ;

3) техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении.

Для создания программы использованы:

  1. Программа «Экономическая теория»,
  2. Программа «Основы экономических знаний», В.В.Любимов,
  3. Программа «Основы экономических знаний», И.В.Липсиц,
  4. Программа «Основы предпринимательства», И.В.Липсиц,
  5. Программа «Прикладная экономика».

Тематическое планирование
1 год обучения

1 Что такое экономика 3 часа
2 Экономические системы 4 часа
3 Спрос. Предложение 3 часа
4 Равновесие рынка 2 часа
5 Потребление, сбережение, вклады, инвестиции 4 часа
6 Финансирование бизнеса 3 часа
7 Производство и производительность 3 часа
8 Рынок труда. Роль профсоюзов 4 часа
9 Конкуренция 2 часа
10 Деньги 3 часа
11 Мировая экономика 2 часа
12 Повторение 4 часа

2 год обучения
(для двухгодичного варианта программы)

1 Предмет экономической теории 1 час
2 Методы экономических исследований 2 часа
3 Теория производства 3 часа
4 Модель организации экономической системы 3 часа
5 Рыночные отношения. Рыночная конкуренция 6 часов
6 Механизм функционирования рынка 2 часа
7 Фирма. Теория фирмы 6 часов
8 Теория издержек 4 часа
9 Макроэкономическая политика 2 часа
10 Экономический рост. Цикличность экономики 4 часа
11 Финансовая система 3 часа
12 Повторение 4 часа

Завершение изучения программы предусматривает написание научно-исследовательской работы. Тема работы – по выбору учащегося. Объем работы – не менее 10 страниц, включая схемы, графики, диаграммы, таблицы.

Список литературы

  1. Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
  2. Экономическая теория, учебник, Питер, 2001.
  3. Автономов В.С. Введение в экономику, 1998.
  4. Липсиц И.В. Экономика, 2001.
  5. Прикладная экономика, 2003.

Транскрипт

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» Обсуждено На педагогическом совете Протокол 2 от 26 сентября 2016г. Утверждаю У «СОШ 3».В. Шингарова I сентября 2016г. Рабочая программа кружка «Экономика для младших школьников» (1-4 класс) Разработано школьным методическим объединением учителей начальных классов г. Верхняя Пышма 2016 год

2 Пояснительная записка Актуальность ВВЕДЕНИЕ. Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий. Курс «Экономика для младших школьников» составлен по авторской программе И.А.Сасовой, рекомендованной учёным советом Института Общего среднего образования РАО Цель: создание условий для формирования экономического мышления и восприятия культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников. Задачи: формировать основы экономических знаний; освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе; создать основы для дальнейшего наиболее глубокого изучения экономики в старших классах; привить моральные нормы, понятия о добре и зле; приобщить школьников к событиям страны; познакомить с содержанием Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека; формировать интерес к окружающей жизни; обогащать личный опыт учащихся. В основе преподавания курса лежат следующие дидактические принципы: 1. Обучение на высоком уровне трудности

3 Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность 2.Быстрый темп изучения материала На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым, более широким взглядом на ранее изученный материал. 3.Ведущая роль теоретических знаний Эта роль заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков. 4. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и окружающей жизнью. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей. 5. Принцип доступности содержания экономического обучения обусловливает отсутствие необходимости нагружать учащихся избыточными, часто второстепенными знаниями по экономике. Главная особенность и отличие курса это приоритет общечеловеческих, нравственных ценностей. Постоянно, на различных примерах, происходит рассмотрение морально этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена. Нравственное воспитание осуществляется созданием ситуаций, которые ставят перед учеником проблемы морально этического плана. Структура курса: Экономика как отдельный предмет изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. В 1-м классе дети приступают к изучению экономики со второго полугодия (когда научатся читать) или с начала года (для читающих детей). Ученики 1-го и 2-го класса в основном имеют дело с экономикой семьи; третьеклассники познают экономику школы, школьных столовой, библиотеки, мастерских, а сфера деятельности четвероклассников еще шире экономика местного хозяйства, предприятия, родного края. Учебно- методический комплект и пособия к курсу: И.А. Сасова Экономика: Тетрадь творческих заданий для 1 класса Творческие задания, представленные в тетради, позволят детям в веселой и увлекательной форме разобраться в потребностях человека и возможностях их удовлетворения, научиться делать выбор, понять, что ресурсы для удовлетворения потребностей не безграничны.тетрадь может быть использована как для работы на уроках экономики и общеобразовательных дисциплин, так и для совместной деятельности родителей с детьми. И.А. Сасова, И.И. Нагуманова Экономика для младших школьников: 1 класс: Пособие для учителя

4 Пособие предназначено для учителей начальной школы, организующих экономическое образование детей с 1-го класса. Оно содержит общие рекомендации по экономической подготовке детей младшего школьного возраста и поурочные методические рекомендации для учителя по работе с тетрадью творческих заданий И.А. Сасова, Е.Н. Землянская Экномика: Тетрадь творческих заданий для 2 класса Творческие задания для учащихся 2 класса продолжают знакомить детей с основными экономическими понятиями. В увлекательной форме второклассники рассмотрят проблемы выбора; происхождения и использования денег; доходы и расходы человека, семьи и т.д. И.А. Сасова, Е.Н. Землянская Экономика для младших школьников: 2 класс: Пособие для учителя Пособие содержит поурочные разработки занятий по экономике во 2 классе и предназначено для учителей начальной школы, организующих экономическое образование детей с 1 класса. Оно является частью учебно-методического комплекта, который включает также тетрадь творчески заданий И. А. Сасова, М. М. Фирсова Экономика. 3 класс. Тетрадь творческих заданий Творческие задания для учащихся 3 класса продолжают знакомить детей с основными экономическими понятиями. В увлекательной форме учащиеся рассмотрят понятия "товар", "услуга", узнают, что такое личная, общественная и государственная собственность и др. И.А. Сасова, М.М. Фирсова Экономика для младших школьников: 3 класс: Пособие для учителя Пособие содержит поурочные разработки занятий по экономике в 3 классе. Оно является составной частью учебно-методического комплекта "Экономика для младших школьников" для 1-4 классов. В комплекте с пособием для учителя издается "Тетрадь творческих заданий" для учащихся. Комплект можно использовать для экономического образования учащихся 3 класса в рамках самостоятельного изучения предмета или на уроках русского языка, математики, технологии, окружающего мира и др. И.А. Сасова, Е.Н. Землянская Экномика: Тетрадь творческих заданий для 4 класса Творческие задания для учащихся 4 класса продолжают знакомить детей с основными экономическими понятиями. Задания нацеливают учащихся на изучение экономики родного края, специфики местного хозяйства, состав профессий. И.А. Сасова, Е.Н. Землянская Экономика для младших школьников: 4 класс: Пособие для учителя Пособие содержит поурочные разработки занятий по экономике в 4 классе и предназначено для учителей начальной школы, организующих экономическое образование детей с 1 класса. Оно является частью учебно-методического комплекта, который включает также тетрадь творчески заданий

5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Классы Разделы Количество часов 1-й 1.Необходимость изучения экономики 2.Потребности 3. Источники удовлетворения потребностей 2-й 1. Проблема выбора 2.Деньги 3.Доходы и расходы 4. Покупатель и продавец 3-й 1. Труд 2. Собственность 3. Домашнее хозяйство 4. Школьное хозяйство 4-й 1. Местное хозяйство 2. Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей 3. Управление местным хозяйством Итого: Итого: Итого: Итого: 34

6 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 КЛАСС. Введение. Понятие экономика. Что изучает экономика? Зачем изучать экономику? Потребности. Разнообразие потребностей. Главная потребность. Физиологическая потребность. Потребность в безопасности и сохранении здоровья. Потребность в образовании. Потребность в общении и уважении. Потребность в проявлении интересов. Источники удовлетворения потребностей. Различные виды ресурсов: природные, экономические, финансовые и трудовые. Ресурсы своей местности. Название профессий. Производство товаров. Понятие товары. Понятие услуга. Оказание услуг. Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами "Хватит ли?", "Что выгоднее?" и т.п. 2 КЛАСС Проблема выбора. Возможность удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись? Хочу и могу. Вещи первой необходимости в доме. Деньги. Деньги как средство купли-продажи; владение деньгами; процесс обмена "денег" на товар. Понятие деньги. Зачем нужны деньги, можно ли без них обойтись. Все ли потребности можно удовлетворить с помощью денег. Доходы и расходы. Доходы семьи. Твой вклад в доходы семьи. Доходы предприятия и государства. Расходы семьи. Расходы предприятий и государства. Бюджет. Что значит экономить? Покупатель и продавец. Последовательность действий покупателя. Продавец. Где покупают товары? Почему цены разные? Конкуренция. Мы идём за покупками. 3 КЛАСС Труд, профессия. Что такое труд? Труд в семье. Рациональная организация труда. Труд на производстве. Предприятие. Предприниматель. Производство. Оценка труда. Продукция, товар, услуга. Где производят товары. Где производят услуги? Собственность Понятие собственность. Личная и семейная собственность. Государственная и общественная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности. Богатство и культуры.

7 Домашнее хозяйство. Понятие домашнего хозяйства. Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства. Твой вклад в домашнее хозяйство. Управление домашним хозяйством. Бюджет семьи. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения, исходя из бюджета семьи. Благосостояние семьи Школьное хозяйство. Доходы и расходы школы. Школьное здание, оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества. Экономика школьной библиотеки. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность. 4 КЛАСС Местное хозяйство. Достопримечательности. Обычаи и традиции родного края. Особенности местного хозяйства родного края. Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей. Природные ресурсы родного края. Трудовые ресурсы своей местности. Экономические ресурсы своей местности. Промышленность края и её основная продукция. Местная сфера услуг. Транспорт. Связь. Сельское хозяйство и личные подсобные хозяйства. Управление местным хозяйством. Что такое управление? Этапы процесса управления. Система управления в своей местности. Бюджет местного хозяйства. Ограниченные и избыточные ресурсы своей местности. Торговля и бартер местного хозяйства с хозяйствами других регионов страны. Деловая игра «Если бы я был руководителем». Люди каких профессий нужны городу? Путешествие по городу «Мастеров». Предпринимательство. Путь в профессию. Потребности и способы их удовлетворения. Что такое проект? Требования, предъявляемые к изделиям (критерии). Выдвижение идей и выбор лучшей идеи. Планирование проектов. Оценка проекта. Формы и методы организации занятий: 1.При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности (групповые, индивидуальные, работа в парах, микрогруппах, самостоятельная форма работы) 2. Для активизации процессов воспитания и обучения используются различные методы (рассказ, игра, разбор ситуаций, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность. 3. С учетом эмоционально-образного характера познания у младших школьников использовались задачи, тексты, ситуации, в которых действуют хорошо знакомые детям герои мультфильмов, известных сказок.

8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ (УЧЕБНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ. Знания, необходимые для понимания природы экономических процессов Место и роль экономики в жизни людей Основные экономические закономерности, связи микро- и макроэкономических явлений. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Первый уровень результатов: Приобретение школьниками социальных знаний о экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения. Второй уровень: Получение позитивного отношения к базовым ценностям общества: семья, Отечество, традиции, человек. Экономическая оценка предметно-пространственной среды, в которой протекает жизнь традиционной семьи. Осознание значения различных профессий. Оценка материальных и духовных ценностей с точки зрения труда многих миллионов людей. Третий уровень: Получение опыта самостоятельной экономической деятельности. Осознание себя в экономическом отношении себя и окружающих.

9 Раздел 1. Необходимость изучения экономики Урок 1. Что мы будем изучать? Урок 2. Зачем изучать экономику? Поурочное планирование занятий по экономике в 1-м классе Раздел 2. Потребности Урок 3. Разнообразие потребностей Урок 4. Потребности в пище, воде, воздухе и тепле (физиологические потребности) Урок 5. Решение задач на расчёт потребностей в пище. Урок 6. Потребность в безопасности и сохранении здоровья Урок 7. Составление памяток по сохранению здоровья. Урок 8. Потребность в образовании Урок 9. Решение учебных задач. Алгоритм постановки учебной задачи. Урок 10. Потребность в общении и уважении Урок 11. Правила вежливого общения Урок 12. Потребность в проявлении интересов Урок 13.Проект «Мои интересы» Урок 14. Проект «Мои интересы» Урок 15. Что мы знаем о потребностях (контрольная работа 1) Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей Урок 16. Ресурсы Урок 17. Природные ресурсы Урок 18. Экономические ресурсы Урок 19. Трудовые ресурсы Урок 20. Производство товаров Урок 21. Индивидуальное производство товаров Урок 22. Оказание услуг. (теория) Урок 23 Оказание услуг (практическая работа) Урок 24. Что мы знаем об источниках удовлетворения потребностей (контрольная работа 2) Урок 25. Обобщение результатов изучения первоклассниками курса "Экономика" Урок 26.Обобщение и закрепление. Играем в экономику.

10 Поурочное планирование занятий по экономике во 2-м классе Раздел 1. Проблема выбора Урок 1. Возможности удовлетворения потребностей Урок 2. Ограниченность ресурсов Урок 3. Ограниченность времени Урок 4. Выбор Урок 5. Выгодный вариант Урок 6. Без чего человеку не обойтись Урок 7. Хочу и могу Урок 8. Вещи первой необходимости в вашем доме Урок 9. Контрольная работа Раздел 2. Деньги Урок 10. Что такое деньги, их происхождение Урок 11. Зачем нужны деньги? Урок 12. Потребности людей в деньгах Урок 13. Деньги в семье Урок 14. Как и где хранят деньги Урок 15. Деньги в разных странах Урок 16. Контрольная работа Раздел 3. Доходы и расходы Урок 17. Доходы семьи Урок 18. Твой вклад в доходы семьи Урок 19. Доходы предприятий и государства Урок 20. Расходы семьи Урок 21. Расходы предприятий и государства Урок 22. Бюджет Урок 23. Что значит экономить Урок 24. Как важно вести учет доходов и расходов Урок 25. Контрольная работа Раздел 4. Покупатель и продавец Урок 26. Покупатель Урок 27. Продавец Урок 28. Где покупают товары Урок 29. Почему цены разные

11 Урок 30. Конкуренция Урок 31. Мы идем за покупками Урок 32. "Магазин" (игра) Урок 33. Контрольная работа Урок 34. Итоговая игра "Экономическое поле чудес"


Пояснительная записка Рабочая программа по экономике в 6 классе составлена на основе следующих документов: 1. Программа непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 142» (Реализация

Учебно-методические комплекты и сопровождающая литература для обучения экономике в 1 7-х классах Сасова И.А. Экономика. 1-й класс: Тетрадь творческих заданий. Пособие для учащихся. 36 с.: ил. Творческие

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе -ООП НОО ФГОС; -ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ с.имянликулево - Сборника программ внеурочной деятельности: 1 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:

1.Пояснительная записка Аннотация рабочей программы учебного предмета «Экономика» 5 класс Коренные изменения экономического характера, происходящие в России, обусловили потребность общества в экономически

Управление образования городского округа «Охинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Охи РЕКОМЕНДОВАНА ШМО учителей истории протокол 6 от 29 мая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по экономике для 5 класса разработана на основе «Областной программы экономического образования школьников» и «Методического письма по преподаванию экономики в 2013-2014

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 166 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор МАОУ СОШ 166 Е.С. Панова приказ от 2015 г. РАБОЧАЯ

5 КЛАСС ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОНОМИСТ. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ». Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Пояснительная записка. Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вавиловская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Руководитель МО Аникина Н.Д. Протокол от 204 г. «Согласовано» Заместитель директора школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 24» ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа юного экономиста» 1-4 класс Общеинтеллектуальное

МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа 2» Ступинского муниципального района РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальной школы протокол от 2016 г. Руководитель ШМО (Е.Н. Щеголяева) УТВЕРЖДЕНО

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Данная программа предназначена для обучающихся 9 классов. При ее составлении за основу были взяты следующие нормативные документы: 1) «Экономика: моя семья» 5 класс/ под общей редакцией

Рабочая программа по обществознанию (по программе Л.Н. Боголюбова).7 класс. Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного

Управление образования администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Карпунихинская средняя общеобразовательная школа Рабочая

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования

Аннотация к рабочей программе Рабочая программа учебного предмета «Экономика» (базовый уровень) являясь составной частью образовательной программы среднего общего образования МАОУ «Лицей 176», составлена

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, рабочей программой

Рабочая программа по обществознанию. Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального

Пояснительная записка 8 класс «Обществознание» Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального компонента

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 им. К. Минина» Рабочая программа по экономике 6, 7, 8, 9 класс 2015-2016 учебный год Пояснительная записка Настоящая

Пояснительная записка 8 класс Рабочая программа по факультативному курсу составлена на основании: 1.Авторской программы «Личность и экономика» для 8 класса, автор Н.В.Новожилова 2.Основной образовательной

Пояснительная записка Рабочая программа для 5-6 классов составлена на основе: Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступившим в силу 1 сентября 2013 года) п.

Оглавление 1. Пояснительная записка. 2 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».. 4 3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Аннотация к рабочей программе по математике начального образования Рабочая программа по курсу по учебному курсу «Математика» для 1-4 классов разработана на основе: примерной программы по математике федерального

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 66 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор МАОУ СОШ 66 Е.С. Панова приказ от 205 г. РАБОЧАЯ

«Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». Воспитательная программа «Ребенок

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» 3 класс Рабочая программа включает в себя: Планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, личностные и метапредметные Содержание

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия 5 Рабочая программа по технологии 8А, Б, Г, Д, Е классы Составитель: Грачева Вера Николаевна, учитель технологии 2017 г Пояснительная

1 Администрация города Дзержинска Нижегородской области департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 37» Рабочая программа

Аннотация к рабочей программе по математике. 4а класс Программа разработана на основе авторской программы Петерсон Л.Г. с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Рабочая программа по русскому языку для 4 класса реализуется на базовом уровне в классах с общеобразовательной направленностью, исходя из образования по русскому языку, учебного плана

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике разработана на основе Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы)» (Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетенева О.В.НГЦ,

1.Пояснительная записка Аннотация рабочей программы учебного предмета «Экономика» профильный уровень 10 класс Рабочая программа по предмету «Экономика» составлена в соответствии с требованиями, утвержденными

02.15 Рабочая программа Предметная область: «Обществознание» Учебный предмет: Экономика уровень основного общего образования 7-9 классы г. Нижний Новгород ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по экономике

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана ЧУЦО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ» на 2011-2012

1.Пояснительная записка. Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем: «Воспитание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 1 городского округа Самара «С О Г Л А С О В А Н О» «С О Г Л А С О В А Н О» «У Т В Е Р Ж Д Е Н О» Зав. кафедры Зам. директора по УВР Директор

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вавиловская средняя общеобразовательная школа» Бакчарский район Томская область Принято: Согласовано: Утверждаю: МО учителей Зам.директора по ВР Директор

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по экономике 5-9 классы Областная программа экономического образования школьников 5-9 классы 203-204 УЧЕБНЫЙ ГОД Учитель Е. Е. Сналина с. Саврасово-203 г. Пояснительная

Русский язык Аннотации к рабочим программам начальной школы 1 класс 50 ч. (5 в неделю) 2 класс 170ч. (5 в неделю) 3 класс 170ч. (5 в неделю) 4 класс 170ч. (5 в неделю) создать условия для осознания ребёнком

Рабочая программа дополнительного образования «Основы экономической науки» 9-11 класс Составитель: к.э.н. Телепченкова Н.В. Москва, 2016 год 1 Содержание Пояснительная записка к программе дополнительного

Пояснительная записка Рабочая программа по «Основы религиозных культур и светской этики (модуль основы светской этики)» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано Методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол 1

Аннотации к рабочей программе (3 класс УМК Перспектива) Предмет: русский язык Количество часов: 170 Класс: 3 Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология», соответствует Государственному

Аннотация. Обществознание. 8 класс. Рабочая программа по обществознанию для 8 класса МОУ - СОШ 8 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

1.Пояснительная записка СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы учебного предмета «Экономика» 11 класс Аннотация рабочей программы учебного предмета «Экономика» 11 класс Каждый человек независимо от своей профессии,

Пояснительная записка Назначение программы Главное назначение данной программы формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств,

Пояснительная записка к учебному плану начальной общеобразовательной школы при Посольстве России в Португалии на 2018-2019 учебный год Учебный план начальной общеобразовательной школы при Посольстве России

Программа по экономике для обучающихся 11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по программе: С.И. Иванов, М.А. Скляр. «Экономика. Основы экономической

Программа

кружка для старшеклассников «Основы экономики».

Программа является обучающей и одновременно профориентационной.

Данная программа составлена на основе программы МО РФ 2006 г. «Экономика» под редакцией И.В. Липсиц, Л.В.Антонова «Основы экономических знаний (10-11 классы)» и является адаптированной в связи с изменением современной экономической ситуации в стране и мире.

Пояснительная записка.

Кружок «Основы экономики» рассчитан на 35 учебных часа (1 час в неделю) и должен помочь учащимся старшего звена (8-9-х классов) расширить представление об основах экономических знаний.

Посещение учащимися занятий кружка способствует профессиональному становлению старшеклассников.

Преподавание ведётся с использованием учебного пособия для учащихся 10-11-х классов «Основы экономики» (автор Л.Л. Любимиов, И,В. Липсиц).

С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:

    Проектно-исследовательскую деятельность;

    Анкетирование,

    Проведение встреч с интересными людьми: работниками службы занятости г. Новокузнецка, представителями малого бизнеса, специалистами банковской сферы и т.д.

    Занятия – практикумы;

    Ролевые и деловые игры;

    Семинары;

    Защита творческих работ;

    Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам микроэкономики.

В течение посещения кружковых занятий все учащиеся по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта(индивидуально или коллективно), участие в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ» и др.)

Цель кружка «Основы экономики»: - способствовать развитию экономического мышления учащихся.

Задачи кружка «Основы экономики»:-

    формирование у учащихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;

    разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;

    выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;

    подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

Раздел 1. Социально-психологические основы экономики (4 ч).

Темы: Введение. Что такое экономика? Основные материальные потребности. Главные вопросы экономики? Типы экономических систем.

Раздел 2. Человек в зеркале экономики (5 ч.)

Темы: Виды рынков, классификация рынков, основы рыночного механизма. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.

Раздел 3. Семейная экономика (2ч.)

Темы: Семья в мире экономики.

Раздел 4. Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение. Конкурентная борьба и роль государства в её регулировании (7ч).

Темы: Причины создания фирм. Виды фирм. Издержки фирм. Прибыль фирм. Фирмы и конкуренция. Рыночная концентрация, Барьеры для входа на рынок. Поглощение и слияние фирм. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Раздел 5. Экономический рост, безработица, инфляция (3 ч).

Темы: Закономерности экономического роста. Производительность труда. Безработица. Инфляция.

Раздел 6. Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика (6 ч.).

Темы: Роль государства. Налоговые системы. Государственный бюджет и возникновение его дефицита. Государственный долг. Фискальная политика. Деньги. Банки.

Раздел 7. Мировая экономика. (2ч).

Темы: Международная торговля и сравнительное преимущество. Мировой валютный рынок, причины экономической отсталости.

Раздел 8.Повторение(2ч) (может быть разбито по полугодиям).

Практическая часть (5ч.) (определяется по степени трудности в усвоении материала и по наличию необходимости).

Примерное тематическое планирование

кружка «Основы экономики».

Тема

занятия

Количество

часов

Формы занятий и используемые методы обучения

Основные

понятия

Понятие об экономике

Лекция с элементами практической работы по определению АС.

Экономика, выбор, рациональность, альтернативная

стоимость

Главные вопросы экономики

Средства и факторы производства, постоянные, переменные издержки

Экономические системы

Практикум

« Определение типов экономических систем»

Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная.

Понятие о микроэкономических и макроэкономических процессах

Определение тем проектно-исследовательской деятельности.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировой экономический кризис.

Основы рыночного механизма

Ролевая игра

Спрос и предложение

Анкетирование.

Решение задач.

Спрос, предложение, равновесная цена, величина спроса, величина предложения.

Специализация

Ролевая игра

Разделение труда, эффективность.

Суверенитет потребителя

(приглашение специалистов комитета по правам потребителей)

Свобода экономического поведения, закон о защите прав потребителей.

Суверенитет производителя

Лабораторная работа

Предпринимательская деятельность, малый бизнес.

Распределение личного дохода

Практикум

Разработка творческого задания

Бюджет, личный доход.

Экономика семьи.

Семейный бюджет

Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение

Лекция, встреча с представителями мира частного предпринимательства

Фирма, прибыль, затраты, конкуренция, АО, ЗАО, кооператив.

Повторение

Семинар «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса нашего края».

«Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ»

Практическое занятие в компьютерном классе

Конкурентная борьба и роль государства в экономике.

Теория и практика

(Решение экономических задач и тестов)

Ценообразование, концентрация рынка.

Экономический рост

Производительность труда, экономический цикл, экстенсивный, интенсивный рост.

Безработица

Проведение встречи со специалистом Центра занятости.

(Актуальные вопросы)

Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Полная занятость.

Инфляция

Лекция и решение экономических задач.

Инфляция спроса, Инфляция предложения,

гиперинфляция.

Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика

Лекция (2ч),

деловая игра (2ч)

практикум -1ч.

Проведение встречи с представителем банковской сферы

(«Всё о банках»)

Налоги, деньги, банки, кредит, ВВП, ВНП.

Мировая экономика

Международная торговля, мировой валютный рынок.

Практическое занятие «Бизнес-план»

Выполнение заданий по алгоритму.

Бизнес-план

Семинар «Актуальные экономические проблемы нашего города» (защита проектов учащихся).

Круглый стол

Малая Родина.

Повторение и подведение итогов обучения

Анкетирование

Требования к умениям и навыкам учащихся

В результате посещения кружковых занятий «Основы экономики» учащиеся должны знать:

    что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;

    основные понятия и термины: валовый национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент;

    природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений. возникающих в ходе этих процессов.

В результате посещения кружковых занятий «Основы экономики» учащиеся должны уметь:

    воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;

    формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;

    вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.

    Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение». 1994г.

    Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений

    Линьков А..Я. Экономика Учебник для школ гуманитарного профиля Москва « Вита-центр» 2005г

    Т.Н. Стариченко Экономика, практикум. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г

    Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Ярославль

«Академия развития».2003г.

(Пособие для учителей экономики и обществознания).

    Экономика. Я познаю мир. Энциклопедия Москва «Олимп» 1998г.

Утверждаю

директор МБОУ «Основная

общеобразовательная школа № 33»

Никифорова В.М.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Основы экономики»

для 8-9 класса

на 2016-2017 учебный год

Количество часов по плану-35

Составитель тематического

планирования

учитель технологии

Министерство образования пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«МИР ЭКОНОМИКИ»

Преподаватель Аникеева О.Н.

г. Пенза, 2016 г.

Состав программы «Мир экономики»

    Пояснительная записка.

    Цель кружка «Мир экономики».

    Задачи кружка «Мир экономики».

    Тематическое планирование «Мир экономики».

    Требования к умениям и навыкам учащихся.

    Список литературы.

Пояснительная записка

Кружок «Мир экономики» рассчитан на 72 учебных часа и должен помочь студентам расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее в курсе «Обществознание», раздел «Экономика».

Посещение студентами занятий кружка способствует профессиональному становлению.

Преподавание ведётся с использованием учебного пособия «Основы экономики» (автор С.В.Соколова), «Экономики для колледжей» базовый курс (автор О.П.Озерова). С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:

    Исследовательскую деятельность;

    Анкетирование,

    Проведение встреч с интересными людьми: представителями малого бизнеса нашего края, специалистами банковской сферы, Центра занятости и т.д.

    Занятия – практикумы;

    Ролевые и деловые игры;

    Семинары;

    Защита творческих работ;

    Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам экономики.

В течение посещения кружковых занятий все студенты по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта (индивидуально или коллективно), участие в деловой игре «Денежный поток» и др.)

Знания, полученные при изучении программы кружка «Мир экономики» позволяют студентам принимать участие в олимпиадах, конкурсах.

Цель кружка «Мир экономики»: - способствовать развитию экономического мышления студентов.

Задачи кружка «Мир экономики»:-

    формирование у студентов общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;

    разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;

    выработка у студентов активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;

    подготовка студентов к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

Раздел 1. Социально-психологические основы экономики (8 ч).

Темы: Введение. Что такое экономика? Основные материальные потребности. Главные вопросы экономики? Типы экономических систем.

Раздел 2. Человек в зеркале экономики (10 ч.)

Темы: Виды рынков, классификация рынков, основы рыночного механизма. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.

Раздел 3. Семейная экономика (6 ч.)

Темы: Семья в мире экономики.

Раздел 4. Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение. Конкурентная борьба и роль государства в её регулировании (14 ч).

Темы: Причины создания фирм. Виды фирм. Издержки фирм. Прибыль фирм. Фирмы и конкуренция. Рыночная концентрация, Барьеры для входа на рынок. Поглощение и слияние фирм. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Раздел 5. Экономический рост, безработица, инфляция (8 ч).

Темы: Закономерности экономического роста. Производительность труда. Безработица. Инфляция.

Раздел 6. Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика (12 ч.).

Темы: Роль государства. Налоговые системы. Государственный бюджет и возникновение его дефицита. Государственный долг. Фискальная политика. Деньги. Банки.

Раздел 7. Мировая экономика. (6 ч).

Темы: Международная торговля и сравнительное преимущество. Мировой валютный рынок, причины экономической отсталости.

Раздел 8.Повторение(4 ч) (может быть разбито по полугодиям).

Практическая часть (4 ч.) (определяется по степени трудности в усвоении материала и по наличию необходимости).

План кружка «Мир экономики»

Тема

занятия

Количество

часов

Формы занятий и используемые методы обучения

Основные

понятия

Понятие об экономике

Лекция с элементами практической работы по определению АС.

Экономика, выбор, рациональность, альтернативная

стоимость

Главные вопросы экономики

Лекция

Средства и факторы производства, постоянные, переменные издержки

Экономические системы

Практикум

«Определение типов экономических систем»

Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная.

Понятие о микроэкономических и макроэкономических процессах

Лекция

Определение тем исследовательской деятельности.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировой экономический кризис.

Основы рыночного механизма

Ролевая игра

Рынок

Спрос и предложение

Лекция

Анкетирование.

Решение задач.

Спрос, предложение, равновесная цена, величина спроса, величина предложения.

Специализация

Ролевая игра

Разделение труда, эффективность.

Суверенитет потребителя

(приглашение специалистов комитета по правам потребителей)

Свобода экономического поведения, закон о защите прав потребителей.

Суверенитет производителя

Практическое занятие

Предпринимательская деятельность, малый бизнес.

Распределение личного дохода

Практикум

Разработка творческого задания

Бюджет, личный доход.

Экономика семьи.

Лекция

Семейный бюджет

12.-­14

Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение

Лекция, встреча с представителями мира частного предпринимательства

Фирма, прибыль, затраты, конкуренция, АО, ЗАО, кооператив.

Повторение

Семинар «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса нашего края».

Игра «Денежный поток»

Практическое занятие

Фирма

17-18

Конкурентная борьба и роль государства в экономике.

Теория и практика

(Решение экономических задач и тестов)

Ценообразование, концентрация рынка.

Экономический рост

Лекция

Производительность труда, экономический цикл, экстенсивный, интенсивный рост.

Безработица

Проведение встречи со специалистом Центра занятости.

(Актуальные вопросы)

Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Полная занятость.

Инфляция

Лекция и решение экономических задач.

Инфляция спроса, Инфляция предложения,

гиперинфляция.

22-27

Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика

Лекция,

деловая игра,

практикум.

Проведение встречи с представителем банковской сферы

(«Всё о банках»)

(Начальник отдела розничных продаж Пензенского регионального филиала АО «Россельсельхозбанк» Валухова П.А.)

Налоги, деньги, банки, кредит, ВВП, ВНП.

28-29

Мировая экономика

Лекция

Международная торговля, мировой валютный рынок.

30-31

Практическое занятие «Бизнес-план»

Выполнение заданий

Бизнес-план

32-33

Семинар «Актуальные экономические проблемы нашего города»

Круглый стол

Малая Родина.

Повторение и подведение итогов обучения

Анкетирование

Требования к умениям и навыкам студентов.

В результате посещения кружковых занятий «Мир экономики» студенты должны знать:

    что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;

    основные понятия и термины: валовый национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент;

    природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений. возникающих в ходе этих процессов.

В результате посещения кружковых занятий «Мир экономики» студенты должны уметь:

    применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;

    воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;

    формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;

    вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.

Список литературы

    Соколова С.В. «Основы экономики», - М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.

    Озерова О.П. «Экономика для колледжей». Базовый курс – Ростов н/Д: «Феникс», 2005 г.

    Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение». 2004 г.

    Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений

    Линьков А..Я. Экономика Учебник для школ гуманитарного профиля Москва « Вита-центр» 2005 г.

    Т.Н. Стариченко Экономика, практикум. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004 г.

    Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Ярославль

«Академия развития».2003 г.

(Пособие для учителей экономики и обществознания).

    Экономика. Я познаю мир. Энциклопедия Москва «Олимп» 1998 г.

2.3 Учебная программа по экономике «Мир экономики»

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (10 месяцев). Занятия проводятся 2 раза в месяц по 2 часа, всего 40 часов.

Мероприятия

1 Знакомство. Основные задачи кружка.

2 Знакомство с положением о кружковой работе

сентябрь

1 Основные проблемы экономики. Решение нестандартных, проблемных ситуаций

2 Урок-презентация: «структурные особенности экономики России»

1 Международная экономика. Великие зарубежные экономисты

2 Тематическая игра - аукцион «Основы менеджмента»

1 Спрос. Величина спроса. Закон спроса

2 Спрос. Предложение. Рыночное предложение

1 Предложение. Величина предложения. Закон предложения

2 Деловая игра «В мире фирм»

1 Рыночное равновесие. Основные типы рынков. конкуренция

2 Валюта. Валютный рынок. Из истории монет и банкнот.

1 Фирмы. Капитал. Прибыль.

2 Налоги и бюджет.

1 Сбережения и кредит

2 Урок финансовой грамоты на тему «Кредит - жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей»

1 Планирование семейного бюджета

2 Обсуждение творческих работ, презентаций.

1 Роль и задачи государства в экономике

2 Государство и экономика. Деловая игра «Разработка ключевых положений антикризисной программы»

Итоговое повторение. Тестирование.

План работы со слабоуспевающими студентами

Мероприятия

Срок исполнения

Использование на занятиях разные виды тестов разного уровня усвоения

В течение года

Использование на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

В течении года

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе самостоятельных работ, зачетов, после чего провести контроль знаний.

В течение года

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на занятиях, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающим учащимся.

В течение года

Регулярно и систематически опрашивать, своевременно выставлять оценки, не допускать скопления их в конце четверти.

В течение года

Своевременно ставить в известность классного руководителя, мастера о низкой успеваемости, неудовлетворительных оценок.

В течение года

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

В течение года

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение года

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям...

Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников

Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска». Основными задачами программы являются: - охрана и укрепление здоровья ребенка...

Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка с отклонениями в развитии речи

В настоящее время организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания экономики. Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта...

Изучение возможности использования методов проектов на уроках экономики

Рассмотрим наиболее важные требования к выполнению проектов в школе по экономике. 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания...

Использование инновационных технологий обучения в высшей школе при изучении дисциплины "Региональная экономика"

В настоящее время актуальность приобретают региональные экономические проблемы, им стало уделяться значительно больше внимания. В последние годы сложилась и получила развитие новая ветвь научных знаний - региональная экономика...

Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики

Учебная программа воспроизводит в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учеб-ных целях и заданных для усвоения. Она едина и обязательна для всех учащихся...

Методика изучения тепловых явлений на основе строения вещества

В школе на изучение темы «Тепловые явления» отводится 25 часов, включающей в себя следующие темы уроков: 1. Тепловое расширение тел 2. Температура. Измерение температуры. Термометр 3. Внутренняя энергия 4. Способы изменения внутренней энергии 5...

Методика подготовки и проведения урока по экономическим дисциплинам

Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе

Методики и организация проведения занятий по основам экономики в школе

Аудиторные (классные) занятия в школе при преподавании экономики играют главенствующую роль, т.к. самостоятельное изучение данной науки достаточно сложно для школьников. Главным видом аудиторного занятия является урок. Урок Педагогика...

ПГГПУ в XXI веке: подготовка кадров для экономики края

Классик экономической теории Й. Шумпетер, разрабатывая свою инновационную теорию, изучив предпринимательский класс своего времени, выделил основные характеристики людей...

Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. -М.: "Знание", 1989.: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2...

Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса

Разработка практических занятий по экономике организации (предприятия) и экономике отрасли

С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, её умение самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию...