Валютный контроль в рф осуществляется. Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля Валютный контроль в рф осуществляется органами
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется наделенными специальными полномочиями органами. В нашей статье подробнее расскажем о том, что является объектом валютного контроля и какие органы контролируют валютные операции.
Понятие валютного контроля в Российской Федерации
Валютный контроль (далее — ВК) — одно из направлений денежной политики страны, инструмент валютной регулировки. Заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций.
С этой целью надзор производится:
- за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;
- перемещениями денежных единиц через границу РФ;
- исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.
Какие лица относятся к органам и агентам
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется перечисленными в ст. 22 закона № 173 лицами, а именно:
- Правительством РФ;
- органами ВК;
- агентами ВК.
При этом в п. 2 обозначенной статьи разъясняется, что к органам валютного контроля относятся:
- Центробанк;
- федеральные исполнительные органы, наделенные Правительством надлежащими полномочиями.
Агентами валютного контроля являются следующие юрлица:
- банки, наделенные такими полномочиями;
- профессиональные участники РЦБ, не имеющие статуса банка.
Кроме того, как следует из текста закона № 173, к агентам ВК относится госкорпорация «Внешэкономбанк».
Какие операции являются валютными
В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:
- Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
- Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
- Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
- Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
- Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
- Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.
Центробанк
Центробанк — один из органов ВК. Соответствующие полномочия этого органа явствуют не только из закона № 173. В ст. 54 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ он назван органом денежного регулирования и ВК.
П. 12 ст. 4 закона № 86 к функциям Банка России относит осуществление ВК в соответствии с действующим законодательством.
Можно сказать, что Банк России — основной орган в этой сфере, так как в его компетенции находится значительное количество вопросов, связанных с обращением валюты. К примеру, Центробанк реализует следующие полномочия:
- устанавливает порядок выполнения валютных операций среди банков (см. указание от 28.04.2004 № 1425-У);
- определяет требования к документам при покупке валюты кредитными учреждениями (см. инструкцию от 16.09.2010 № 136-И с 01.03.2018 ее заменяет инструкция от 16.08.2017 № 181-И);
- утверждает требования к открытию счетов нерезидентами;
- устанавливает требования к переводам денежных средств, в том числе вводит ограничения на их размер;
осуществляет многие другие функции в целях ВК и регулирования.
Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются перечисленные в п. 2 ст. 22 закона № 173 лица. Одни из них, как указывалось выше, — исполнительные госорганы, которых уполномочило на это правительство. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что список органов, которые вправе реализовывать ВК, не является исчерпывающим. В зависимости от решения Правительства полномочиями могут быть наделены разные лица и органы.
К примеру, ранее одним из таких лиц являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую постановлениями Правительства были возложены необходимые функции. Однако Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 данная служба была упразднена, а ее функции в сфере ВК переданы:
- Налоговой службе;
- Таможенной службе.
Федеральная налоговая служба
Полномочиями по исполнению ВК в сфере денежного регулирования налоговая служба наделена согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), которым утверждено положение об этом государственном органе.
Вместе с тем налоговая служба имеет право контролировать не полностью все валютные операции, а только часть из них, относящуюся к ее компетенции. Так, ФНС осуществляет надзор:
- За соблюдением физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, являются они или нет резидентами РФ, требований валютного законодательства. Полномочия налоговой службы в этом случае ограничиваются только сферой налогообложения.
- Соответствием проводимых гражданами и организациями валютных операций условиям, перечисленным в выданных разрешительных документах, лицензиях.
- Соблюдением резидентами обязанности в установленных законом случаях уведомлять ФНС об открытии, закрытии счетов или ином действии, совершенном в зарубежных банках, с последующим представлением отчетов о движении денег по этим счетам.
Другими словами, ФНС осуществляет надзор только в той части, которая возложена на нее, не затрагивая сферы, отнесенные к компетенции других контролирующих органов. К примеру, если валюта перемещается через границу, в таком случае ФНС не будет органом контроля. Эти функции будут иметь таможенные органы.
Федеральная таможенная служба
Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, которым утверждено положение о ФТС.
В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:
- Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
- Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
- Контроль при вывозе товаров из РФ.
- Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях.
Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1).
Агенты валютного контроля
В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- образованы согласно нормам и законам России;
- получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
- вправе проводить операции с иностранной валютой.
В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:
- по управлению реестром собственников ценных бумаг;
- депозитарной;
- по управлению ценными бумагами;
- дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
- брокерской.
Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.
Органы валютного регулирования в РФ
Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:
- Центробанк;
- Правительство.
Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:
- Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
- Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций.
Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства.
Права и обязанности субъектов
Каждому органу и агенту ВК законодательством предоставлены индивидуальные полномочия по осуществлению надзора, объем которых зависит от компетенции конкретного органа. Однако в общем смысле все эти органы имеют право:
- производить необходимые проверки по соблюдению лицами требований законодательных актов в области денежных отношений;
- выполнять проверки представленных резидентами и нерезидентами документов по произведенным денежным транзакциям на предмет их достоверности и всесторонности;
- делать запросы для получения необходимых сведений или документов от резидентов или нерезидентов, если имеется связь с открытием счетов и проведением денежных операций.
При этом органам ВК дополнительно предоставляются следующие полномочия:
- при обнаружении нарушений законодательства в области ВК выдавать виновным лицам соответствующие предписания с требованием об обязательном устранении нарушений;
- привлекать в случае нарушений валютного законодательства виновных к административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 193 УК РФ) ответственности.
С некоторыми вопросами привлечения к административной ответственности можно ознакомиться в статье Административная ответственность юридических лиц - понятие .
Помимо полномочий, на агентов ВК возлагаются обязанности:
- по осуществлению надзора за соблюдением лицами валютного законодательства;
- по представлению информации о проведенных с их участием валютных операциях в органы ВК.
Органы и агенты валютного контроля: основные отличия
Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.
Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.
В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.
Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».
Большинство сделок на территории РФ заключаются с использованием российских рублей. Однако возникают ситуации, когда хозяйствующим субъектам приходится задействовать денежные знаки других стран. На такие операции распространяется валютный контроль 2017 – отлаженная система, цель которой – обеспечить соблюдение действующего законодательства. За нарушение положений НПА предусмотрены немалые штрафы, поэтому фирмы и ИП заинтересованы следовать установленным «правилам игры».
Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.
Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:
- приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
- защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
- отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
- единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.
В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).
Система валютного контроля: смысл и предназначение
Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.
Ключевые задачи валютного контроля – это:
- анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
- надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
- недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
- контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.
Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.
Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?
Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:
- Кабинет Министров;
- Центробанк;
- иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).
173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:
- ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
- исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.
В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.
Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты. Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций. Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.
Основные направления валютного контроля
Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.
В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:
- Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
- Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
- Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.
Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.
Виды валютного контроля
Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.
Выделяются следующие формы контроля:
1.Предварительный
Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.
В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.
Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).
2. Текущий
Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.
Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.
3. Постконтроль
Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.
Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.
Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.
Механизм валютного контроля и используемые методы
Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.
Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.
Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:
- Проверка
Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.
- Запрос
Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.
Важно ! Согласно положениям 173-ФЗ, агенты при запросе документов у хозяйствующих субъектов не вправе устанавливать срок их представления менее 7-ми дней.
Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.
Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.
Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.
Валютный контроль в неторговом обороте
Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.
Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:
- до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
- более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.
Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.
Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.
Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.
Как на практике банки осуществляют контрольные функции?
Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.
Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:
- Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
- Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
- Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
- Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
- Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
- Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.
Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.
Органы валютного контроля
В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:
- Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.
Агенты валютного контроля
В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:
- банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
- банки, не являющиеся уполномоченными;
- Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- участники рынка ценных бумаг.
Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.
Функции органов и агентов валютного контроля
Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:
- контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
- проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
- проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.
Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.
Валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Принципы валютного регулирования и валютного контроля
Ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:
- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
- единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
- единство системы валютного регулирования и валютного ко нтроля;
- обеспечение государством защиты и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Органы валютного регулирования и валютного контроля
Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются
- Центральный банк РФ и
- Правительство РФ.
Ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется
- Правительством Российской Федерации,
- органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:
- Центральный банк Российской Федерации,
- федеральные органы , уполномоченные Правительством Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - Росфиннадзор).
Агентами валютного контроля являются:
- уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации,
- государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также
- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
- таможенные органы;
- налоговые органы.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Валютный надзор и управление относятся к основным показателям построения рыночной экономики. Этим занимаются власти страны, а также специальные уполномоченные органы и агенты. Все данные об урегулировании вопросов относительно валюты определены соответствующим нормативным актом – Федеральным законом № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.
Органы валютного регулирования
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются две инстанции:
- Правительство РФ;
- ЦБ РФ (главный банк страны).
Дополнительными органами валютного регулирования в РФ являются службы:
- финансового контролирования;
- таможенная;
- налоговая.
Основным органом валютного регулирования в России является ЦБ.
Агенты валютного контроля
Агентами валютного контроля являются:
- банки, подчиняющиеся главной финансовой организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- «Внешэкономбанк».
Данные организации ведут непосредственный надзор за перемещением валюты внутри своей деятельности.
Органы и агенты валютного контроля: полномочия и обязательства
Индивидуальной особенностью органа надзора за валютными движениями выступает их возможность утверждать специальные нормативные акты. Информация в них распространяется на всех граждан, находящихся на территории страны.
Органы и агенты валютного контроля могут:
- Проверять два показателя:
- соблюдение норм закона относительно движения валюты;
- правдивость предоставляемой отчетности.
- Делать запросы у физических и юр. лиц.
- Требовать документальные данные относительно валютных операций, в том числе по банковским счетам.
Законодательством установлен срок предоставления данных – семь дней с момента поступления запроса.
Органы валютного регулирования в РФ в лице должностных лиц имеют право:
- Давать рекомендации по исправлению недочётов и нарушений.
- Использовать наказания.
Агенты валютного контроля могут требовать документацию:
- паспорт;
- регистрационное свидетельство ИП;
- документальное подтверждение статуса юр. лица;
- свидетельство о постановке на налоговый учёт;
- регистрирующая документация на недвижимость;
- бумаги, дающие право совершать движение валюты;
- документы о брачных отношениях;
- таможенная документация;
- бумаги о подтверждении места проживания;
- иная сопроводительная документация.
Агенты валютного контроля вправе запрашивать только пакет документации, напрямую связанный с передвижением валюты. Она должна быть действительна на день предоставления.
Важно! Уполномоченный банк может отказаться проводить операцию с валютой, если не предоставлен нужный пакет документации либо присутствуют недостоверные данные.
К обязательствам агентов валютного контроля и их должностных лиц относятся:
- надзор за правильным исполнением норм относительно валюты;
- предоставление органам валютного контроля полного отчёта о совершаемых валютных перемещениях.
Органы валютного регулирования в РФ и агенты должны сохранять все виды тайн, установленные законом.
Орган власти координирует деяния в области надзора за движением валюты организаций исполнительной власти, а также регулирует их взаимосвязь с главным банком страны.
Определения организаций, контролирующих движение валюты, и их полномочия определены ст. 22 - 23 закона о валютном контроле.