Программы. Налоги. Финансы. Карты. Оформление
Поиск по сайту

Как валидаторы в транспорте снимают деньги с банковских карт. Что внутри валидатора? Вопросы к разработчикам новой системы оплаты проезда и краш-тест устройства Увеличение цен на проезд в общественном транспорте из-за валидаторов

"Опять на работу из-за этого автобуса опоздала, - исходит руганью сотрудница редакции, влетая в отдел с опозданием в полчаса - вроде уже и в полосе едем без пробок, а стоим, как дураки, по 15 минут на остановках, пока весь народ войдет. Когда уже эти турникеты уберут - обещали же!" Как оказалось, обещали, но про обещания забыли.

На днях руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов огорошил обнадеженную ранее общественность: "Турникеты снимать никто не обещал. У нас по ряду экспресс-маршрутов они сняты, а в новых трамваях, которые появятся в ближайшие годы, можно будет войти во все двери. Но снимать турникеты в общественном транспорте пока не планируется. Снятие турникетов может повлечь за собой увеличение стоимости проезда", - приводит слова чиновника РИА "Новости".

Напомним, автоматизированные системы контроля проезда и перевозки пассажиров (АСКП) появились в столичном транспорте в 2001 году. Нововведение помогло повысить сборы за проезд, но заметно усложнило жизнь пассажирам: в часы пик войти в оснащенный турникетом автобус или троллейбус - задача не из легких. Принимая во внимание многочисленные жалобы москвичей, власти неоднократно обещали убрать турникеты из транспорта, увеличить штраф за езду зайцем, а контроль оплаты проезда вновь возложить на контролеров. Так, первоначально турникеты из общественного транспорта планировалось убрать до конца 2012 года, но позже было принято решение продлить работы по демонтажу валидаторов еще на несколько лет. Выступал с такими обещаниями и мэр. Однако в конце этого февраля он заявил, что турникеты исчезнут только тогда, когда москвичи научатся платить за проезд. Ликсутов же "успокаивает" горожан, заверяя, что после внедрения "электронного кошелька" и "единого билета" будут решены проблемы с очередями, которые связаны с приобретением билета у водителя, и это, надо полагать, существенно облегчит нашу толкотню при штурме транспорта.

Турникетами планируется оборудовать и остановки. Правда, только те, где наблюдается большой поток пассажиров. Принцип работы таких остановок будет, как на железнодорожных платформах или метро. Ликсутов пояснил, что принятие этих мер позволит водителям больше не работать кондукторами на определенных маршрутах и поможет избежать огромных очередей на вход в салон автобуса, троллейбуса либо трамвая. Кроме того, по мнению чиновника, это позволит сократить число безбилетников, сообщает mos-dv.

Снова здорово! Теперь еще на остановках! К слову сказать, дорогие чиновники, москвичи турникетами в транспорте крайне недовольны! И это не просто разговоры бабушек у подъезда. Например, согласно опросу, проведенному исследовательским центром рекрутингового портала superjob.ru еще в 2011 году, более половины москвичей считают, что этим палкам не место в московских автобусах, троллейбусах и трамваях. Вот только несколько мнений опрошенных пассажиров: "Создают очереди в час пик, часто работают некоррект-но: не читают действующие билеты и прочее. Кроме того, многие просто их обходят"; "Они выматывают и без того вымотанных людей, живущих в Москве. Каждый день слышу ругань бабушек, толпясь на входе в трамвай"; "Это неудобно и унизительно. Мешает пожилым людям с сумками, матерям с детьми"; "В Европе никаких турникетов нет, зато штраф за безбилетный проезд 400 евро. Вот и думай, заяц, пронесет или нет!"

К слову, о Европе. Больше 10 лет назад там тоже прибегли к установке валидаторов в общественном транспорте и... очень скоро отказались от них. Ни для кого не новость, что время поездки - это очень важный фактор. А турникеты стали создавать дополнительные трудности и в разы увеличили время в поездке. Прибавьте к этому удовольствие от стояния в очереди на автобус под дождем или снегом, толкотню и несрабатывающие билеты. Тут кто угодно задумается, не взять ли кредит хоть... на "Ладу". Кроме того, выяснилось, что валидаторы в транспорте часто ломались. И дотошные европейские чиновники подсчитали, что обслуживание, монтаж-демонтаж и ремонт этих "электронных контролеров" обходится слишком дорого, поэтому их было решено снять. Но если вдруг какой заяц попадет на контролерский обход, то его ждет огромный штраф. В некоторых странах он достигает 400 евро (около 16 тысяч рублей). В Германии человеку, трижды пойманному на безбилетном проезде, вообще "уголовка" светит. Именно такое "дорогостоящее наказание" и стало там самым успешным (и довольно прибыльным) методом борьбы с зайцами. По такому же принципу (без турникетов) работают и большинство станций европейского метрополитена. И даже прибыль умудряются получать.

Корреспонденты "МП" опросили нескольких водителей троллейбусов и автобусов в Москве насчет этих самых турникетов, и что бы вы думали? Они "железками" тоже недовольны.

Нас за что больше всего ругают, - признался "МП" водитель троллейбуса, следующего по Грузинскому валу в сторону станции метро "Фили", - за несоблюдение графика движения. А какой тут может быть график - я ж не могу предположить, сколько на какой остановке пассажиров забирать придется! У меня был случай - почти 20 минут у станции метро "Улица 1905 года" пассажиров принимал. Не закроешь же двери! Хотя некоторые так и делают - закрыл двери прямо перед носом очереди и уехал. А народ потом жалуется!

Да, к очередям уже привыкла, от них уж никуда не денешься, - сетует водитель автобуса на Коровинском шоссе, - а ежедневные скандалы!.. То цена не устраивает, то карта не сработала, то поездку "съело", и все это мне выслушивать! А мне, между прочим, потом еще целый день на маршруте работать. Ни мне такая нервотрепка ни к чему, ни пассажирам, которых везу.

Один из постоянных авторов сайта "Эхо Москвы" Илья Варламов приводит интересный факт: оказывается, исторически основным мотивом для введения валидаторов в транспорте был контроль вовсе не за "зайцами", а... за транспортными предприятиями. Якобы Московский метрополитен и Мосгортранс умудрялись успешно завышать число перевезенных льготников, чтобы получать большие субсидии из бюджета. После того как Мосгортранс несколько раз умудрился выйти на департамент с объемом перевозок большим, чем у метро, стало ясно, что пора бы с этим что-то делать... И сделали. После введения турникетов льготникам раздали карточки, и число их поездок стало известно Департаменту транспорта...

Борьба с зайцами у нас пожизненная, и зайца победить невозможно, - считает независимый автоэксперт, ведущий интернет-портала "Право руля" Сергей Асланян. -Поскольку экономики в стране как таковой нет, у нас все шиворот-навыворот - есть только грызня монополий и зверская конкуренция за бюджет. Поэтому автобусный парк,как явление, оказывающее транспортные услуги, постоянно пребывает в состоянии экономического коллапса. У него идут серьезные затраты на топливо, на решение проблем с разномастностью парка, нужно иметь всю номенклатуру деталей, персонал, который в этом разбирается, квалифицированных водителей. Есть еще техосмотр, предрейсовый контроль, все виды поборов (СЭС, пожарные и т. д.), зарплата сотрудникам, техническое состояние парка, социалка. Откуда, спрашивается, получать прибыль? Ты не управляешь процессом и ты не можешь заранее просчитать свои убытки, когда твои затраты непредсказуемы... Получается, денег больше взять неоткуда, кроме как с турникета. Это единственное, что тебе более-менее гарантирует возврат денег, и это последний рубеж, который может позволить тебе не разориться. Следующий этап - повышение цены на билет раз в месяц: 28 рублей, 30, 32, 34, 36...

Ну а как же в Европе без этого обходятся?

Действительно, в Европе нет турникетов, и если в Женеве 10 лет назад водитель при входе открывал переднюю дверь и у всех проверял билеты, то сейчас никто не проверяет. Но в Европе ситуация абсолютно иная. У нас человек (особенно в Москве) поставлен в жесткие рамки. Давайте нарисуем портрет современного горожанина: квартира у него съемная, работа - круглосуточная, зарплата - минимальная, и он не заплатит там, где только будет минимальная возможность. И поэтому турникеты у нас будут всегда, потому что у нас ситуация продиктована не экономикой, а чистой политикой. И эта политика позволяет не доплачивать работникам, держать их в черном теле, и люди платят тем же. Как только хозяин отвернулся - у него украли то, что плохо лежало. Турникет - это, если вдуматься, серьезная социальная проблема. Если турникет убрать - платить будут только минимальное количество людей. Например, коренные москвичи. Но их осталась примерно одна четвертая населения, и не все они ездят на автобусах. Но сам по себе по сути турникет - это, конечно же, самое плохое, что можно было изобрести, потому что электроника уже существует и наличие или отсутствие электронного билета у пассажира в кармане сканируется на входе совершенно элементарно. Ты заходишь в автобус, у тебя в кармане лежит чипованая карта заранее оплаченных проездов, и факт того, что он у тебя оплачен, регистрируется автобусом - скажем, мигающей лампочкой - мол, этот оплатил. Если вы хотите, чтобы люди были у вас не на положении скота, который грузят в вагон и выгружают из вагона, то вы могли бы пойти на это, поставив эту электронную систему.

А как это контролировать?

У нас контролеры на каждом маршруте с утра до ночи, вот пусть и занимаются своей работой - ловят.

Значит, можно обойтись одними контролерами?

Можно обойтись одними контролерами, и кондукторами можно обойтись. Кондукторы появились у нас в автобусах в те времена, когда они еще были узкими, и пройти по ним из конца в конец было невозможно, а теперь пожалуйста - у нас автобусы в 1,5 раза шире, и ходить по ним не проблема. Проблема в том, опять же, что, когда ты нанимаешь человека, ты должен ему платить зарплату, ты должен ему дать социальный пакет, ты должен его отпустить в отпуск. Проще поставить турникет, потому что турникет хлеба не просит. К сожалению, ничто не заставляет московских чиновников, занимающихся транспортом в городе, становиться лицом к потребителю... В этом основная проблема.

Как вы знаете, помимо предложений по улучшению автомобильного движения, у нас есть несколько программ по улучшению общественного транспорта:
удобное метро , парадоксы общественного транспорта и . Я не всегда успеваю (иногда забываю) своевременно публиковать их для обсуждения в ЖЖ. Решил наверстать упущенное и представить уже не совсем новую, но актуальную программу с предложениями по улучшению общественного транспорта .

Начнем с набирающих популярность 900-х полуэкспрессных маршрутов. При всех достоинствах автобусов ЛИАЗ 5292.21 (низкопольность, наличие кондиционера), работающих на этих линиях, они обладают одним существенным недостатком: в них всего 20 мест для сидения.

Это катастрофически мало для автобусов, которые предназначены для доставки пассажиров на большие расстояния. Поскольку поездка длится 30-40 минут, значительной части пассажиров приходится все это время ехать стоя. Как вы понимаете, это совершенно не комфортные условия для людей. А пока общественный транспорт будет продолжать оставаться неудобным для пассажиров, мы не только не пересадим автомобилистов в него, но и будем стимулировать отток людей в сторону использования личного транспорта.

Мы предлагаем закупить и использовать на 900-х маршрутах подвижной состав со значительно большим числом сидячих мест. Хорошей моделью является ГолАЗ-6228 (уже эксплуатируется в Москве). Наиболее оптимальными представляются автобусы большей вместимости с количеством сидячих мест не менее 37.

Целесообразным является установка в этих автобусах Wi-Fi модулей. Это привлечет активную часть горожан в общественный транспорт. И начнет менять его имидж с на транспорт для креативных, продвинутых и современных людей.

Но главное - это...

разрешить посадку в автобус через все двери!
Дело в том, что на экспрессных маршрутах отключен турникет (с безбилетниками борются бригады контролеров). Это сделано для увеличения привлекательности данного вида транспорта. Но, при этом, по какому-то досадному недоразумению или по упрямству некоторых несознательных граждан из Мосгортранса, посадка осуществляется по-прежнему через переднюю дверь. Абсурд! Парадокс! Его надо срочно устранить.

А как же валидация билетов, спросят некоторые. Сейчас валидатор находится только у передней двери, поэтому и запускают пассажиров в автобус через один вход. Решение очевидно: нужно поставить дополнительно в салоне еще 2-3 валидатора, как это сделано в европейских странах.

Сравните, кстати, размер данного девайса в Праге (фото сверху) и в Москве (снизу). Где Чубайс со своими нанотехнологиями? Опять наши микропроцессоры самыми большими в мире получаются... Наверняка еще и самыми дорогими. Наше предложение к Департаменту транспорта: закупить нормальные валидаторы адекватного размера!

Мы уже выступали с предложением о . Установка нескольких валидаторов в экспрессных маршрутах - это первый шаг на пути к этой большой цели. Потому что унижаться турникетами больше совсем не хочется.

Спустимся под землю.
По метрополитену мы регулярно выступаем с конкретными предложениями, а сейчас коснусь двух общих и взаимосвязанных вопросов.

1. Попрошайничество. В каждом переходе и составе "работают" бригады по выманиваю денег у пассажиров. Конечно, нормальным людям жалко безногих инвалидов или малолетних детей и им дают деньги. Не давайте себя обмануть! Это самая настоящая мафия или фирма "Друг нищего" (читайте Брехта). Когда я сфотографировал этого субъекта, он мне сообщил, что так делать нельзя, ибо придут старшие и будет нехорошо.

2. Незаконные мигранты.
На нескольких станциях Московского метрополитена (Проспект Мира, Комсомольская, Курская, Таганская) уже несколько лет работают настоящие "биржи труда", устроенные приезжими из стран Центральной Азии.

фото mr_quietest

Новоприбывшие мигранты могут тут приобрести фальшивые документы, разрешение на работу и прочее. Поговаривают, что свои могут купить в метро оружие и наркотики. Короче, московская подземка все больше напоминает не транспортную систему, а притон для нелегалов и криминальных элементов.

Мы требуем наведения порядка в метро с помощью совместных рейдов полиции и миграционной службы. Пока на станциях и в вагонах творится такое безобразие, о решении транспортных проблем столицы даже говорить смешно.

UPD: Было у нас и еще одно предложение. Поставить автоматы по продаже билетов на ОТ. Однако сейчас появился электронный кошелек "тройка" (который скоро можно будет пополнять всеми возможными способами). Поэтому автоматы по продаже билетов уже не так необходимы. Что думаете?

В некоторых московских автобусах сняли валидаторы в начале и в конце салона. На это обратили внимание в соцсетях, убедились в этом и журналисты The Village.

В итоге оплатить проезд можно только около центральных дверей, к которым не всегда получается пробраться из-за большого числа пассажиров. В Мосгортрансе нам ответили, почему отключили считывающие устройства.

Мосгортранс

«Мы увеличиваем число валидаторов, принимающих оплату банковскими картами и смартфонами с функцией бесконтактных платежей - обновляем программное обеспечение на новых устройствах, заменяем валидаторы старого образца».

По утверждению ведомства, валидатор может отсутствовать только у одной из дверей - и менее чем в 5 % всех городских автобусов. На деле же из трех валидаторов чаще всего оставляют только один, в центре.

После обслуживания считывающие устройства вернут на место. В Мосгортрансе обещают, что валидаторы будут работать у всех дверей в автобусах уже в начале 2020 года. Оплатить проезд теперь можно будет не только проездным, но также картой или смартфоном. Эта функция есть и сейчас, но работает с перебоями.

Валидаторы в автобусах — новшество, которое постепенно внедряют в России с целью перехода на новый формат оплаты проезда в общественном транспорте. С помощью валидаторов пассажиры имеют возможность расплачиваться за проезд безналичным способом — банковской картой или через смартфон. В Москве с 1 сентября 2018 года в наземном общественном транспорте турникеты отойдут на второй план, а вместо них появятся новейшие валидаторы.

Валидатор — механическо-электронное устройство, которое предназначено для проверки и отображения документов. Преимуществом валидаторов в общественном транспорте считается высокий уровень контроля над потоком пассажиров и невысокая комиссия за обслуживание.

Впервые валидаторы появились в России в 2001 году. В рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда устройство протестировали в Зеленоградской области. Результаты эксперимента оказались удовлетворительными — безбилетников стало меньше. Однако большинство россиян настороженно отнеслись к нововведению, посчитав внедрение валидаторов излишней мерой.

В 2018 году у современных пассажиров увеличилась потребность в использовании валидаторов. Наличие у устройства POS-терминала T2100 позволяет расплачиваться за проезд не только с помощью Mifare-карт, но также с использованием бесконтактных банковских карт PayPass и PayWave.

Пассажиры могут без проблем оплатить проезд в транспорте с помощью смартфона, не прибегая к снятию наличных средств. Учитывая то, что безналичный метод оплаты пользуется среди жителей России особой популярностью, данное новшество многим позволило бы сэкономить время и деньги.

Как работает валидатор в автобусе

Валидаторы в России бывают разных видов. Самые распространенные из них — поддерживающие оплату с помощью карт «Тройка», «Единый» и «Стрелка». Принцип работы валидаторов в автобусах достаточно прост: устройство считывает информацию с карты путем идентификации NFC-метки.

Перечисленные валидаторы могут работать в режиме онлайн и оффлайн. Первый режим работы валидатора подразумевает моментальное снятие средств с карты пассажира путем соединения с сервером, после чего распечатывается билет. Во втором случае, когда соединение с сервером отсутствует, владелец карты все равно может получить билет и отдать средства во время последующего использования. Не редко такие устройства соеденены с турникетами.

Самые новые валидаторы для автобусов разработаны на базе бесконтактного терминала T2100. Они способны дистанционно загружать банковские мастер-ключи и автоматически распознавать различные документы.

В частности, к оплате принимаются:

  • проездные билеты;
  • банковские карты;
  • социальные карты;
  • чипы в смартфонах.

Увеличение цен на проезд в общественном транспорте из-за валидаторов

С 1 сентября 2018 года в Москве валидаторы появятся во всех городских автобусах и троллейбусах. Пресс-служба московской мэрии сообщила о приобретении 6 тыс. валидаторов. Отмечается, что турникеты в общественном транспорте будут упразднены.

Эксперты считают, что нововведение повлечет за собой увеличение цен на проезд в наземном городском транспорте. Вывод был сделан на основании стоимости подключения валидаторов к системе обслуживания, которая в среднем оценивается в 1,5 тыс. руб. в месяц.

Минимальная стоимость валидатора – 18,5 тыс. руб. По подсчетам специалистов, расходы на установку валидатора в один автобус составляют 771 руб. в месяц.

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно невысокая цена обслуживания устройства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ ВЗЛОМ КАРТЫ ТРОЙКА? | БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД В МЕТРО

    ✪ AS A startup company invents a system to validate bus tickets using Google Glass

Субтитры

Валидаторы на транспорте

Москва

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 9 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов - простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например, истёк срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном рейсе уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Информационные валидаторы имеют дисплей (изготовленный по технологии Органический светодиод), который, помимо индикации событий, аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет, что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе электронного проездного билета.

Другие города

В городе Алма-Ате (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространения, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В городе Бийске с 1 июня 2016 года система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты, введены электронные проездные карты и билеты во всех трамваях и автобусных маршрутах города.

В городе Барнауле с 1 декабря 2016 года внедрена система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты . Электронные проездные билеты принимаются к оплате во всех трамваях, троллейбусах и автобусных маршрутах города.

Примечания

  1. Скребнева, Елена Всех - за турникет (неопр.) . Российская газета (Центральный выпуск) № 3272 (11 августа 2003).
  2. По Москве поехали государственные маршрутки (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  3. В городе уволят всех кондукторов? (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  4. В Петербурге уволят всех кондукторов (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  5. На улицы Петербурга вышли первые пассажирские автобусы, оборудованные спутниковой навигацией и «валидаторами». (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  6. Автобусы обзаводятся электроникой (неопр.) .