Программы. Налоги. Финансы. Карты. Оформление
Поиск по сайту

Период проведения выездной налоговой проверки не должен. За какой период налоговая может провести проверку

Одна из основных форм налогового контроля - выездная проверка (ст. 89 НК РФ). В том числе установлен и срок проведения выездной налоговой проверки — 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако срок проверки может быть продлен, проверка может приостанавливаться и возобновляться. Фактически нормативный срок в два месяца выдерживается редко.

Продление срока проверки

Выездная проверка проводится в месте нахождения налогоплательщика. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проведении проверки до составления справки о том, что проверка проведена. Надо обратить внимание, что проверка начинается не в тот момент, когда налогоплательщику вручено решение, а когда оно вынесено. Надо отметить, что срок вручения решения законодательно не установлен (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635). То есть налогоплательщик может еще не знать о проведении проверки, а течение срока уже началось.

Срок указан единый вне зависимости от периода проведения проверки и количества охватываемых налогов, а также от проверяемого налогоплательщика. Очевидно, что проверка крупного производственного предприятия потребует больше времени, чем проверка налогоплательщика с небольшим объемом операций.

Поэтому, хотя в п. 6 ст. 89 НК РФ и указывается, что проверка не может продолжаться более двух месяцев, в этом же пункте сказано о том, что проверка может быть продлена до четырех, а то и до шести месяцев в исключительных случаях. Основания для продления, понятие исключительных случаев эта норма не содержит. Такие основания указаны в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, в частности:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • наличие обособленных подразделений, причем в зависимости от количества таких подразделений и рассматривается продление срока: если более десяти, то на шесть месяцев, если от четырех, то на четыре месяца;
  • на территории налогоплательщика произошла чрезвычайная ситуация;
  • получены сведения из иных источников о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • непредставление в срок документов.

Но и в этом документе приводится только примерный перечень, указано, что продление срока может зависеть как от налогоплательщика (много видов деятельности, сложность технологических процессов, большой объем документов), так и от объёма и глубины проверки (охватывает несколько налогов, большой проверяемый период).

Приостановление проверки

Кроме продления срока, налоговый орган вправе приостановить проверку по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ , на общий срок до шести месяцев, а если документы запрашиваются у иностранных госорганов, то срок приостановления может составить дополнительно три месяца. Приостанавливать проверку можно неоднократно, сроки суммируются.

Частые основания - запрос документов у контрагентов, встречная проверка. В период приостановления налоговый орган не вправе проводить мероприятия на территории налогоплательщика, в том числе и запрашивать документы. Но при этом требование, направленное налогоплательщику до приостановления, необходимо выполнить, даже если срок исполнения требования относится к периоду, когда проверка уже приостановлена.

Таким образом, несмотря на то, что общий срок проверки установлен в два месяца, максимально срок может составлять пятнадцать месяцев, то есть более года. Это зависит от ряда факторов, касающихся как самого налогоплательщика, так и проверяемого периода.

При этом, несмотря на то, что фактически указанный двухмесячный срок многократно увеличен, проведение проверки на практике может превысить и эти сроки. И хотя это является нарушением положений НК РФ, оно не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. Но затягивание проверки может быть на пользу налогоплательщику — если пропущены сроки по ст. 113 НК РФ , то оштрафовать его будет нельзя.

1. По общему правилу, предусмотренному НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца ( НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) - 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого ( ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N ). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки ( ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства ( НК РФ).

Срок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году. Что такое налоговая проверка. Какие элементы содержит сам процесс. Как проводится, приостанавливается и продлевается выездная проверка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Существует несколько видов налоговых проверок, а выездные инспекции среди них самые распространенные.

Период проведения такой процедуры в целом известен. Но тогда почему некоторые налоговые службы позволяют себе увеличивать его или приостанавливать?

Что нужно знать

Выездная проверка проходит по местонахождению организации-налогоплательщика, кроме исключительных случаев. Для того чтобы она состоялась, требуется решение начальника налоговой инспекции (ст. 89 НК РФ).

Также при этом существует две разновидности налоговой проверки предприятий и физических лиц – тематическая и комплексная.

Разница между ними заключается в предмете проверки:

Еще их можно поделить на сплошные и выборочные:

В случае, когда у проверяемого предприятия существуют филиалы, они также должны подвергаться инспекции (п. 7 ст. 89 НК РФ).

Во время инспекции всего предприятия, принимает отдел ФНС только по месту нахождения главного офиса.

Если филиал проверяется отдельно, то решение принимается территориальной налоговой инспекцией.

В ситуации, когда у организации есть отдельные подразделения, не имеющие статус филиала или какого-то представительства, налоговая служба не имеет никакого права проверять их отдельно.

Определения

Выездная инспекция – это процедура, которая осуществляется налоговыми службами для определенного контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Выемка документов крайне необходима, если появляется подозрение, что требуемые документы могут быть уничтожены недобросовестным налогоплательщиком.

Руководитель той или иной проверяющей группы выдает специальное постановление, на основании которого все бумаги изымаются. Процедура должна проводиться в присутствии свидетелей.

Все документы вносятся в специальный список. Если изымаются оригиналы, то взамен налогоплательщик получает копии документов.

После того, как протокол составлен и подписан, один его экземпляр остается у налогоплательщика.

Если проверяющей группе создают препятствия и не позволяют зайти в помещение, где хранится документация, инспекторы имеют право зайти туда без разрешения хозяина.

Видео: выездная налоговая проверка

Часто налоговая проверка не может обойтись без консультаций различных экспертов. Это необходимо, если требуется информация относительно предметов, которые не относятся к компетенции налоговой службы.

Главное, чтобы специалист был незаинтересованным в результатах проверки лицом. Это может быть экспертиза в области науки или искусства.

В редких случаях налоговому инспектору может потребоваться помощь переводчика. У специалиста есть возможность ознакомиться со всеми документами налоговой проверки.

Налогоплательщик в свою очередь может:

  • потребовать привлечь к проверке другого специалиста;
  • постоянно присутствовать при его работе;
  • ознакомиться с заключением, которое выдаст эксперт в конце.

После того, как выездная налоговая инспекция подходит к концу, начальник группы составляет документ о проведении инспекции. Он обязательно должен быть написан в двух экземплярах.

Одна справка остается у налогоплательщика, а вторую забирает с собой выездная группа. Затем в течение 2-х месяцев на основании справки составляется специальный .

Его, не позднее чем через 5 дней, получает налогоплательщик. Если он не желает принимать документ, в нем делается соответствующая пометка, а сам он отправляется лицу по почте.

Этот документ должен содержать:

  • общую информацию, то есть кто именно, когда, где и за какой период проводил данную налоговую проверку;
  • обнаруженные налоговым инспектором правонарушения;
  • предложения о том, каким образом налогоплательщик может исправить ситуацию.

Получив и ознакомившись с результатом налоговой проверки, лицо может его обжаловать. Для этого законодательство дает налогоплательщикам 2 недели со дня получения документа.

То есть, следует написать письмо, в котором детально объяснить, в чем именно ошиблись проверяющие. Вся информация должна быть подтверждена документально.

Она также направляется в налоговую службу, осуществившую проверку, но оттуда пересылается в вышестоящий орган. Там жалобу рассматривают и в указанный срок выносят решение.

Присутствие заявителя не требуется. Если в этом случае он не получает необходимого результата, то имеет законное право подать .

Но налоговые органы в некоторых случаях имеют право приостанавливать инспекцию, а также продлевать. Это важно для проведения полной и всесторонней инспекции.

Общеустановленные нормы

Срок стандартной налоговой инспекции не может быть более 2 месяцев, если нет необходимости установить другой период.

Время проверки отдельного филиала предприятия составляет 1 месяц. В редких случаях инспектор может продлить срок или закончить проверку раньше.

Иногда должностные лица обнаруживают какие-то важные доказательства нарушения налогоплательщиком налогового законодательства после окончание проверки. По закону они не имеют права приобщать эту информацию к делу.

С какого дня исчисляется

Любая выездная налоговая инспекция начинается в день, когда налоговой службой было принято решение. Заканчивается налоговая инспекция в день составления и выдачи справки о ее результате.

Какой максимальный период

Итак, согласно Налоговому кодексу, а также налоговый инспектор может увеличить период проведения проверки.

В среднем, максимальное увеличение возможно до 4 месяцев. Предельный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более 6 месяцев.

Но это бывает только в установленных законом случаях. Основания для этого указаны в приложении к .

Чаще всего инспектор налоговой службы продлевает проверку, если:

  • налогоплательщик имеет статус крупнейшего предприятия;
  • была получена дополнительная информация о деятельности плательщика налогов;
  • произошли события, которые помешали налоговой проверки (стихийное бедствие и т. д.);
  • организация имеет несколько подразделений, не имеющих статус филиала;
  • налогоплательщик не предоставил документы в срок;
  • появились другие важные причины.

Что такое особый случай, позволяющий налоговому инспектору проверять налогоплательщика целых полгода?

В нормативных актах указана лишь одна причина – это когда у организации насчитывается огромное количество подразделений и для проверки требуется много времени. Дополнительные причины могут быть приняты во внимание только судом.

Именно на основании судебного решения инспектор может проводить продолжительную проверку. Но и в этом случае она не может продолжаться более полугода.

Нормы при приостановлении

Налоговая служба может приостановить проверку налогоплательщика. После перерыва инспектор вправе спокойно возобновить процесс. При этом срок перерыва не учитывается как срок проверки.

Допустим, через месяц после проверки налоговые органы вынуждены остановить ее на 10 дней. По истечении этого срока, у проверяющей группы остается еще месяц не продолжении инспекции предприятия.

Кроме того, порядок приостановления и продления остается на усмотрении проверяющих органов. Налоговый кодекс ограничивает общий срок приостановления, не позволяя делать его больше 6 мес.

Во время перерыва налоговый инспектор не может (Письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622):

  • находится на территории проверяемого налогоплательщика;
  • проверять документацию и имущество;
  • оставлять у себя документы, которые не подвергались процедуре выемки.

Несмотря на такие запреты, налоговый инспектор во время вынужденного перерыва имеет право на получении информации о налогоплательщике. Естественно, что такие запросы рассылаются третьим лицам.

Налогоплательщики (даже добросовестные) крайне негативно относятся к любым проверкам, но особенную нелюбовь у компаний и организаций вызывает выездная налоговая проверка. Причины понятны: мало того, что налоговики обрушиваются «как снег на голову», но для них нужно создавать приемлемые условия для работы, а физическое присутствие проверяющих в офисе создаёт атмосферу нервозности, стресса для сотрудников, нарушает привычный ритм работы.

Подготовиться к плановой камеральной проверке всегда можно заранее: продумать ответы на каждый вопрос, добыть недостающие документы или внести исправления в имеющиеся, попытаться «заткнуть дыры». С выездной так не получится: в одно прекрасное утро вы просто встречаете гостей, которые вовсе не обязаны ставить вас в известность о визите заблаговременно (письмо ФНС № АС-37-2/15853 от 18.01.2010).

Можно ли узнать о предстоящем визите налоговиков заранее? Напрямую, позвонив по телефону или обратившись с письменным запросом - нет. Но есть косвенные методы, используя которые, можно с большой долей вероятности предугадать предстоящую проверку:

  • Если у вас сложились тесные доверительные отношения с вашим банком, его сотрудник может намекнуть, что у банка затребовали расширенную выписку о движении средств по вашим счетам за последние два или три года.
  • Если ваш контрагент попал в поле зрения налоговых или правоохранительных органов, вам могут прислать запрос информации о ваших с ним взаимоотношениям. Верный сигнал, что «потянув за ниточку», придет и к вам.
  • Так называемые встречные проверки - обычное дело. Если «трясут» вашего поставщика или покупателя (хозяйственная деятельность на протяжении 2-3 лет), ваш партнер может по-дружески сигнализировать вам о рисках.
Как быть, если у вас крохотный офис и физически невозможно выделить даже одно рабочее место для сотрудника налоговой? Налоговики должны лично убедиться в невозможности работы «по адресу» и тогда они будут базироваться у себя в налоговой, а ваша задача - привезти им все нужные документы для работы туда.

План или веские подозрения?

У налоговых органов есть план проверок, который, разумеется, не является достоянием широкой общественности. Почему они пришли именно к вам и причем именно сейчас?

Согласно Концепции выездных проверок (приказ ФНС № ММВ-7-2-297), налоговики формируют свой план на основании оценки рисков работы компании, отдавая себе отчет, что всех юридических и физических лиц в стране поголовно проверить невозможно технически, поэтому контроль осуществляется выборочно.

У кого есть повышенные шансы попасть под пристальное внимание и очутиться «под колпаком»? Вот некоторые критерии:

  • Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
  • Убытки на протяжении нескольких лет (2 года и более).
  • Крайне низкая рентабельность не мешает успешности бизнеса.
  • Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
  • Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
  • Рост расходов существенно впереди рост доходов на протяжении долгого периода.
  • Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.
Всё перечисленное само по себе ‒ не беда и не преступление, а только «маячки», повод для подозрений! Внезапный визит гостей из инспекции может быть вызван сведениями, полученными от органов внутренних дел или ФСБ, результатами допросов бывших и действующих сотрудников иных юрлиц. Автоматические системы типа «НАЛОГ-3» могут указать на подозрительные финансовые трансакции, связанные с фирмами-однодневками, что также может побудить ФНС заинтересоваться деятельностью вашей компании.

Важно помнить, что у фискальных органов существует свой внутренний план, основным показателем которого является наполнение бюджета. Это означает, что в успешную и прибыльную компанию могут прийти «просто так», если наполняемость бюджета низкая и нужно срочно «заткнуть дыры» за счет доначислений и штрафов.

Типы и варианты, разновидности выездных проверок. Какие бывают налоговые проверки, и что могут проверять инспектора?

  1. Плановая: максимум две в течение одного года, а период деятельности, подлежащий проверке - максимум три года от текущего. Что это означает: если к вам пришли в сентябре 2018 года, возьмут проверять 2015, 2016, 2017 года. Есть исключения, например, контроль НДФЛ, который уплачивается помесячно: налоговики пожелают проверить правильность исчисления и уплаты НДФЛ за январь-август 2018, к примеру.
  2. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится в любое время вне зависимости от времени осуществления плановой, даже сразу после завершения плановой! Очень часто поводом служит ликвидация организации либо её реорганизация, слияния и поглощения.
  3. Первичная - осуществляемая в первый раз, обычно - в рамках плановой.
  4. Повторная: исполняется вышестоящим налоговым органом, если закрались некие подозрения в отношении подчиненного налогового органа, проведшего свою работу «спустя рукава» либо (возможно) вступившего в сговор с адресатом проверки, результатом чего стало уменьшение сумм налогов, назначенных к уплате в бюджет.
  5. Сплошная: тотальная проверка всех документов фирмы за подлежащий проверке период.
  6. Выборочная: объектом становится лишь часть документов или за какой-то короткий период. Если выявляются нарушения, то очень возможно, что такие же нарушения могут попасться и в прочих документах, либо в других временных периодах.
  7. Комплексная: проверяются все налоги без исключения.
  8. Выборочная: контролируются избирательно лишь некоторые налоги, но не всё подряд.

Ограничения, связанные с назначением и проведением ВНП

  • Проверяются только три календарных года деятельности организации перед годом проведения ВНП.
  • Проверка может проводиться исключительно по фактическому месту нахождения налогоплательщика (центральный офис) или, если условия не позволяют организовать рабочее место для сотрудников фискальных органов, в местном офисе ФНС.
  • Разрешены только две ВНП за год, причем повторная проверка одних и тех же документов во второй раз также запрещена.

Налоговая проверка на выезде: что это и как работает?

Несомненно, основной объект интереса налоговой проверки - правильность исчисления налогов, своевременная уплата денег в бюджет. Проверяющие из ФНС не должны интересоваться посторонними делами организации, находящимися вне рамок их сферы интересов и компетенции.

Исключения минимальны:

  • Если компания занимается воплощением в жизнь регионального инвестиционного проекта.
  • В случаях, когда налогоплательщик использует специальный режим налогообложения (это отражено в главах от 26.1 по 26.5 НК). В этом случае нужно быть готовым к тому, что контролеры займутся всеми сборами и налогами, проведут доскональную ревизию всего массива финансовых и бухгалтерских документов без исключения.
Юридически право назначить проверку имеется только у руководителя налогового органа по месту работы организации, действует территориальный принцип (п.2 ст. 89 НК). Есть небольшие исключения, касающиеся крупных компаний или организаций, которые имеют сеть удаленных филиалов, подразделений. Если это так, то инициировать проверку вправе налоговый орган, который осуществил постановку организации на учет, даже если он территориально расположен в другом регионе.

Начало работы налоговиков

Непрошенные визитёры обязаны сразу же, «с порога», предъявить директору организации официальное решение о проведении выездной налоговой проверки. В официальной бумаге должны содержаться как полное, так и сокращенное название компании, если действия осуществляются с ИП - его ФИО. Далее в решении должна содержаться информация о предмете проверки и о периоде, который будет подвергаться контролю. Обязательно наличие сведений о проверяющих: указываются ФИО сотрудников, занимаемые ими должности.

После предъявления решения и ознакомления с ним директора организации обычно проводится собеседование как с руководством, так и с другими лицами, отвечающим за налоги - заместителями, финансистами, главным бухгалтером. Уклоняться от разговора - глупая тактика, стоит подумать, как установить контакт и наладить сотрудничество, но в рамках корпоративного этикета и правил.

Стандартные процедуры, используемые в процессе налоговой проверки

Вероятно, для начала проверяющие захотят воочию познакомиться с основными правоустанавливающими документами, на базе которых организация осуществляет свою деятельность. Это свидетельство о регистрации и постановке на учет в налоговой, устав, лицензии, учредительные документы, приказы о назначении должностных лиц, документы прав собственности на недвижимость и землю.

Выездная налоговая проверка в 95% случаев сопровождается инвентаризацией, что помогает налоговикам оценить движение товарно-материальных ценностей и так собрать ценные сведения о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. Сотрудники налоговой имеют полное право подвергать осмотру офисные комнаты (не путать с обыском - это совсем иное процессуальное действие), посещать склады, цеха, торговые залы, подсобки и задавать при этом неожиданные вопросы. Нельзя запрещать им посещать те или иные площади, препятствовать этому, но стоит обязательно отрядить парочку сотрудников в роли свидетелей или понятых - на случай составления Акта осмотра.

Согласно статьям 93 и 93.1 НК налоговые органы имеют право истребовать любые документы, касающиеся финансово-хозяйственной сферы деятельности компании. Если налоговики опасаются намеренного утаивания бумаг либо их сокрытия с целью уничтожения или тайного внесения в них изменений, сотрудники налоговой вправе произвести выемку, но только в дневное время.

Иногда для установления истины налоговые органы прибегают к экспертизам документов (ст. 95), в крайнем случае - к допросу свидетелей (вовсе необязательно сотрудников проверяемой компании).

Типовые цели и задачи, которые преследуют налоговики:

  • Соблюдены ли правила постановки на учет, предоставлялись ли вовремя сведения о банковских счетах (открытие и закрытие)?
  • Устанавливаются задержки или непредоставление налоговой декларации, любых сведений, необходимых им для контроля за налогообложением компании.
  • Сотрудники налоговой начинают тщательное исследование документов, где отражена вся финансово-хозяйственная деятельность компании с целью выявить налогооблагаемую базу. Выявляются нарушения бухучета налогооблагаемой базы, доходов и расходов компании, проверяется соответствие декларируемого режима налогообложения фактическому роду бизнеса проверяемой структуры.
  • Проверяется соответствие закону исчислений налогов, полнота их уплаты в бюджет, отсутствие просрочек.
  • В процессе проведения выездной налоговой проверки вскрываются арифметические, непреднамеренные либо преднамеренные ошибки, неточности в документах, фиксируются искажения и даются оценки нарушений бухгалтерского учета, повлекшие изменения налогооблагаемой базы.
Обычно «мишенями» налоговых инспекторов становятся товарные накладные и фактуры, банковские бумаги (платежки и выписки), книги покупок и продаж, книга учетов доходов и расходов. В ряде случаев выездная налоговая проверка уделяет внимание начислению зарплаты работникам, расчетно-платежным ведомостям. Это несложная задача для опытных проверяющих: именно здесь концентрируются недочеты, ошибки, опечатки, поскольку этих первичных документов всегда много и уследить за правильностью их оформления в организации бывает трудно. Часто отсутствуют печати или подписи, неполностью заполняются реквизиты, но от штрафов такие, казалось бы, мелочи не избавят.

После проведения всех процедур проверяющие неторопливо систематизируют информацию, формируют итоговые документы проверки.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки: справка и акт

Как только выездная налоговая проверка закончена, проверяемый получает короткую справочку - сухой документ, лишь фиксирующий факт завершения работы, после чего любые проверочные действия считаются незаконными. Обычно справка передается руководству налогоплательщика в самый последний день.

По закону, на составление итогового Акта налоговикам отводится 2 месяца. Форма Акта оговорена Приказом ФНС ММВ-7-2/189, документ состоит из вводной, описательной и итоговой части. Даже если абсолютно никаких нарушений Налогового кодекса не обнаружено во время ВНП, всё равно Акт составляется и подписывается.
Что написано в Акте?

  • Реквизиты налогоплательщика, дата составления, период начала и завершения проверки.
  • Перечень проверенных документов, все мероприятия, проведенные в ходе ВНП (инвентаризации, осмотры, выемки документов и т.д.).
  • В описательном разделе Акта — что нашли и почему это считается нарушением. Обязательны доказательства и ссылки на реальные статьи НК РФ, фантазиям и предположениям в Акте не место!
  • В третьей части Акта приводятся рекомендации, способы и сроки устранения выявленных нарушений.
Акт передается директору или руководителю под расписку в течение пяти дней, начиная от даты, которая на нем стоит, на акте ставиться подпись получателя. Если проверяемый отказался подписывать Акт и вовсе брать его в руки, то на документе ставиться запись об этом, экземпляр Акта отправляется заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика.

Принято, что с даты проставления почтового штампа на письме должно пройти 6 дней (для компаний с иностранной юрисдикцией - 20 дней) и будет считаться, что Акт вручен плательщику. Именно с 6 дня начинается отсчет срока для обжалования (возражений) по проверке.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Если руководитель компании имеет возражения по содержательной части Акта и выводам, у него в распоряжении остается один месяц для предоставления в налоговые органы письменных возражений. Никогда не пренебрегайте возможностью этой апелляции: если у вас есть законные аргументы, можно что-то оспорить и сэкономить немалые средства.

Если что-то недоплачено или вовсе не уплачивалось, налоговики производят пропорциональные доначисления и обязуют организацию выполнить свой долг по уплате налогов. За нарушения привлекают к ответственности, самое малое из возможных мер - штрафы и пени.

Кстати, налоговики в любой момент могут обратиться в Следственный комитет или прочие органы правосудия, если выявят серьезные нарушения законодательства. Сотрудники органов могут официально принимать участие в проверке, если нарушения «тянут» на уголовную статью.

Наверняка в организации работают сотрудники, вина которых доказана, даже если это были случайные ошибки в оформлении. Руководитель организации обязан привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, что отражается приказом, но также вправе отказаться от привлечения сотрудников к ответственности.

Выездная налоговая проверка в 2017 и 2018 годах: список особенностей

  • Если в течение 36 месяцев перед внесением в ЕГРЮЛ записи о начале ликвидации организации или ИП отсутствовало движение денежных средств по банковским счетам, ВНП проводится не будет.
  • После сдачи уточненной налоговой декларации и в случае, если сумма уплачиваемого налога уменьшилась, проверяется только обоснованность уменьшения.
  • Для возражений по Акту ВНП для налогоплательщиков ФНС разработала специальный бланк.
  • Приложения к Акту проверки теперь могут вручаться налогоплательщику отдельно от Акта и позже.

Два месяца - далеко не предел для срока проведения проверки (ВНП)

Закон (НК РФ) устанавливает стандартный двухмесячный срок для работы налоговиков «на выезде». Отсчет времени на проведение налоговых проверок стартует, начиная с даты решения о проведении ВНП до даты, которая будет стоять на справке (на этом проверка финиширует).

Однако, по ряду причин срок продлевается до двух или шести месяцев, решение об этом принимает руководитель проверяющего налогового подразделения. Для продления должны быть веские причины, часть которых перечислена в приказе ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189:

  • Если налоговая проверка ведется в крупной корпорации (организации) и у налоговиков просто нет кадровых ресурсов, чтобы закончить работу вовремя. Сюда же можно отнести наличие у проверяемого субъекта сети филиалов и удаленных подразделений, которые могут быть географически удалены от головного офиса.
  • В случаях, когда на руках у проверяющих уже имеется информация о возможных нарушениях, что вызывает необходимость «копать глубже».
  • Если проверяемый налогоплательщик затягивает предоставление требуемых документов.
  • Никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций: если случается пожар или наводнение, срок увеличивается.
  • В приказе ФМС есть фраза «иные обстоятельства» — увы, этот пункт дает налоговикам слишком широкие возможности.
Иногда проверка может быть поставлена «на паузу», через некоторое время отсчет срока возобновляется. Такое право «паузы» применяется, ели есть нужда в проведении экспертиз, устанавливающих подлинность документов, для перевода бумаг с иностранных языков на русский. НК РФ устанавливает срок приостановки не более 6 месяцев (п. 9. Ст. 89).

Есть ли предельный срок на проведение выездной налоговой проверки? Да, он равняется одному году, включая все продления и «паузы».

Как минимизировать риски?

По статистике за 2017 год 99% выездных налоговых проверок закончились штрафами и пенями. Реально ли «подстелить соломки», заранее подготовиться к визиту налоговиков, снизить возможные последствия от проверки? На 100% — нет, налоговики всё равно хоть что-нибудь, да найдут. Но средства снизить риск до минимума всё же имеются.
  1. Внутренний аудит: содержите свою документацию в порядке, обяжите сотрудников регулярно проверять бумаги, устранять банальные ошибки в расчетах или при заполнении документов.
  2. Внешний аудит: заключите договор с профильной компанией.
  3. Есть специализированные консультанты, которые проведут имитацию ВНП, рассмотрят возможные сценарии, укажут на риски, на тренингах подготовят сотрудников к взаимодействию с налоговыми органами.
Худшая стратегия - ничего не предпринимать: в этом случае есть шанс подпасть под все возможные штрафы и пени. Выездная налоговая проверка - не приговор, при внимательном отношении к работе бухгалтерии, финансового отдела и менеджеров компании потери будут минимальны.

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется - с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение - эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях - до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки - это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).